За считанные секунды пальцы рук онемели, ледяные мурашки, кажется, навсегда овладели телом. Оно и немудрено — на термометре минус 33 по Цельсию. Трудно поверить, что при столь низких температурах возможно завести старенький отечественный автомобиль, «не нюхавший бензина» с лета. Однако, как выясняли корреспонденты «МКмобиля», если прибегнуть к народно-шоферским знаниям и вооружиться нехитрыми приспособлениями, растопить лед в сердце любимой «ласточки» вполне реально. Правда, одни способы запуска двигателя зимой эффективны, а другие, мягко говоря, — полная профанация.
В роли подопытных выступили ГАЗ-53 и вазовская «шестерка». Оба автомобиля, повторимся, не заводились с лета. Связываться с инжекторными движками изначально не стали, ибо «впрысковые» моторы при должном за ними уходе априори обязаны заводиться в тридцатиградусный мороз. А вот карбюраторные силовые агрегаты — совсем другая песня...
Из теплого помещения выволокли аккумулятор для «шахи», повернули ключ в замке зажигания, но «жигуленок» наотрез отказался подавать хоть какие-нибудь признаки жизни — мощи батареи явно не хватало, чтобы провернуть коленвал. Тогда
решили прибегнуть к старому дедовскому способу: влить в картер двигателя через отверстие для щупа 50 граммов бензина и стакан разогретого в домашних условиях моторного масла. Двигатель «классики» не внял нашим хитростям. Отчаянные времена требуют отчаянных поступков — в ход пустили тяжелую артиллерию. Газовой горелкой прогрели впускной коллектор и карбюратор, оплавив при этом парочку проводов и едва не переплавив топливную магистраль (резиновый шланг, соединяющий карбюратор с бензонасосом). Увы, но и это не спасло.
Полтора часа на лютом холоде мы тщетно пытались привести «шестерку» в чувство. Мороз пробирал уже до костей, а нам предстояло еще реанимировать грузовик. На него после непродолжительного перекура мы и направили всю оставшуюся энергию.
Проваленный эксперимент с заводом легковушки не оставлял иного выхода, как удачный запуск ГАЗ-53. Начать решили с классики жанра — прогрева аккумулятора. На несколько секунд включили дальний свет, дали АКБ минутку отдыха для восстановления сил и принялись крутить стартер. На втором обороте батарея «сдохла». На самом деле прогрев аккумулятора — мероприятие спорное. Одни эксперты утверждают, будто включение фар действительно помогает автомобильной «батарейке» собраться с духом и новыми силами, другие, напротив, считают, что израсходованной энергии на дальний свет как раз может и не хватить для уверенного запуска машины.
Аккумулятор поставили на подзарядку. Через отверстие для щупа шприцем вкачали «дедушкину микстуру» — боевые 50 грамм бензина и 250 горячего масла. Вернули АКБ на место, крутим стартер. Судя по звуку заводимого мотора, масло в картере жиже не стало. Тогда прибегаем ко второму народному методу — сливаем из системы охлаждения антифриз, а вместо него в радиатор заливаем горячую воду из-под крана.
— Ну теперь-то уж точно заведем! — наивно предположил похожий на сосульку редакционный «заводила».
Повернули ключ в замке зажигания, стрелка температуры двигателя бойко встала на отметку 60 градусов, но... двигателю от этого теплее не стало. Масло по-прежнему загустевшее, стенки блока цилиндров невыносимо ледяные (к металлу даже прилипали руки).
Услужливая память нарисовала картинку, как паяльными лампами водители-дальнобойщики подогревают картер двигателя и топливный бак. «А чем мы хуже?!» И незамедлительно отправились на поиски «керосинки». Но что характерно — ни в одном магазине нам не удалось найти паяльник.
— Вы что, — развел руками продавец в отделе грузовых автозапчастей, — этот товар нынче нарасхват.
Нет паяльника — не беда. Достали запаску, обильно вспрыснули ее бензином и поднесли спичку. Костерок не удался — едва заметным тлеющим огоньком бензин быстро сгорел, а покрышка даже не нагрелась. Вывод неутешительный — покоптить шиной на морозе не реально.
К счастью, мимо нашего ГАЗа проезжал другой грузовик — у сердобольного водителя нам удалось «стрельнуть» паяльник. Раскочегарив аппарат, направили факел на покрышку, через минутку-другую заструился черный дымок, и полыхающий скат лопатой подсунули по двигатель грузовика.
Признаемся как на духу: стоять близ автомобиля, под которым вовсю «жарится» покрышка — извините за жаргон, — стремно (вдруг топливная система даст течь, и тогда уж беды не оберешься).
В итоге от греха подальше извлекли шину из-под грузовика. Прогреть масло решили иным, менее опасным (и более надежным) способом — подставили под картер ведро, открутили сливное отверстие, и черная густая, тягучая «слизь» стала медленно заполнять емкость. Заметим, что несколько минут горения ската под движком чуточку растопили масло, иначе слить его у нас вряд ли получилось. Паяльной лампой нагрели ведро с маслом и уже горячую смазку вновь залили в движок. Дабы подстраховать аккумулятор грузовика, подогнали редакционную «Калину» и кинули провода. Чтобы ГАЗ наверняка завелся, электрическому стартеру подсобили стартером «кривым» (заводной ручкой, если кто забыл). Под натиском такой тяжелой артиллерии мотор сдался.
Смеха ради на грузовике выехали на одну из проселочных дорог и заглушили. Заводить на сей раз решили с «толкача». Буксирами прицепили ГАЗ к двум легковушкам — суммарно это около 160 «лошадей» — и попытались сдернуть большегруз с места. Обе машины в два счета зарылись в снег, не сдвинув ГАЗик ни на миллиметр.
...Чтобы без проблем запустить карбюраторный двигатель в 30-градусный мороз, нужно как следует подготовить машину к зиме: поставить новые свечи, залить в мотор и КП зимнее масло (всесезонка в данном случае совсем не лучший вариант), купить хороший аккумулятор. Но даже все вышеперечисленное может подвести, если у вас не будет главного водительского козыря в зимний период — капельки везения. Ее-то нам и не хватило при запуске «шахи».
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Павел ОЗИМОВ, заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ):
— Современные синтетические масла и точность изготовления деталей двигателей зарубежных авто практически исключают сухое трение, которое происходит в моторах старых моделей после запуска на морозе. Поэтому для современных машин устоявшееся мнение о том, что пуск двигателя при –25 или –30 градусах приравнивается к 500-километровому пробегу, не актуально.