Отечественный рынок коммерческой техники третий год подряд пребывает в эйфории неудержимого роста.
За 2005 год увеличение продаж грузовиков разных типов составило от 30 до 45%. И стоит ли удивляться, что очередная выставка «Коммерческий автотранспорт-2006» недостатка в участниках не испытывала.
Почти целую неделю — с 25 по 28 апреля — «Крокус-Экспо» был отдан во власть специализированной выставки «Коммерческий автотранспорт-2006». Использовав открытие выставки как информационный повод, организаторы конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года России» подвели итоги. Конечно, результаты конкурса, в состав жюри которого входили всего-то девять человек, могут вызывать сомнения в их объективности. Но факт остается фактом: в номинации «Лучший отечественный грузовик» победу одержал среднетоннажный автомобиль городского типа ГАЗ-3310 «Валдай».
В номинации «Лучший зарубежный грузовик» первый приз отхватил Renault Premium Восток II, оснащенный двигателем мощностью в 370 л.с. Надо отметить, что несмотря на полное отсутствие в числе номинантов конкурса китайской техники, интенсивная экспансия коммерческих автомобилей из Поднебесной в Россию идет полным ходом. Начав в прошлом году импортировать малотоннажные машины грузоподъемностью до одной тонны, в нынешнем году отечественные представители китайских производителей замахнулись на поставки полноценных седельных тягачей. Первая ласточка — тягач JAC HFC4181KR1, способный выдержать нагрузку на седло в 11 360 кг и потянуть за собой груз весом в 19500 кг. Мощность двигателя JAC HFC4181KR1 составляет 310 л.с. (цена — $55500). К слову сказать, однотипные машины из Европы в полтора-два раза дороже. Завоевать рынок сверхнизкой ценой для китайских производителей — ход далеко не новый. Но вот сработает ли отлаженный маневр в сегменте коммерческого транспорта, вопрос открытый. Ведь есть существенная разница по качеству и надежности между, скажем, комфортабельным автобусом VW Multivan и новинкой из Китая микроавтобусом Foton Alpha Mini Bus. Но справедливости ради отметим, что о Foton Alpha Mini Bus ничего, кроме технического описания и наличия яркой внешности, неизвестно. И вдруг (чем черт не шутит!) он станет флагманом продаж в сегменте нашего рынка микроавтобусов?
Впрочем, европейский производитель вряд ли так просто сдаст свои позиции. Концерн «Renault» презентовал новый грузопассажирский фургон Master. Внешне автомобиль отдаленно напоминает Renault Trafic. Но если последний смахивает на эдакого городского стилягу, то Master — чистокровный разнорабочий. Оснащается новинка турбодизельным мотором рабочим объемом 2463 см3 и мощностью в 115 «лошадей». Признаемся: знакомство с этой машиной не вызвало бурю восторга, но оставило весьма позитивное впечатление. Автомобиль ладно скроен, качественно собран и, похоже, без проблем найдет свою нишу (скорее всего между сверхкомфортабельными Mercedes Vito и китайскими фургончиками). Остается добавить, что по числу современных машин, представленных на «Комтранс-2006», отечественные производители по всем параметрам проиграли зарубежным коллегам. По официальным данным, в 2005 году в России изготовлено 206377 грузовых автомобилей, что на 2% больше, чем в 2004 году. Да и этот незначительный прирост производства почти единоличная заслуга одного предприятия — завода «ТагАЗ», на котором в прошлом году наладили «отверточную» сборку легких грузовиков Hyundai Porter. За 2005 год их собрали 2310 единиц. Кстати, «ТагАЗ» на нынешней выставке получил специальный приз за успехи в освоении российского рынка. Но, как это ни прискорбно, если наши производители не активизируются, то в ближайшие годы призы за освоение российского рынка будут получать исключительно иностранцы.