“Одинокая блондинка срочно познакомится с красным седаном Chevrolet Lacetti без лишних опций. 1,6-литровое сердце, надежная “механика” и отсутствие прошлого — обязательны. Черных и белых “хэтчей” просьба не беспокоиться”. Забавно, но немного грустно. А ведь подобные объявления готовы дать десятки тысяч претендентов на руль и педали. Однако в очередь, милостивые господа, в очередь!
Об этой надоевшей проблеме, впрочем, как и о многих других, связанных с правильным насыщением российского рынка автомобилями, сегодня не говорит только ленивый. Казалось бы, какое дело предпринимателям до нужд той самой блондинки или шатена, сохнущего в течение года по серебристой Honda Civic? Ведь цифры суммарных объемов продаж иномарок в России за 2006 год — 995 358 штук — просто гигантские и в этом году гарантированно вырастут. По данным Комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса в РФ, только за 6 месяцев 2007 года на территории РФ было реализовано 715 000 авто зарубежных кровей с учетом тех, которые собираются и на нашей территории. Машины разлетаются с интенсивностью брызг из лужи под колесами спорткара. А это значит, что рост доходов производителей и продавцов не подлежит сомнению. Тогда чем же они так обеспокоены?
Как видится со стороны — нестабильностью предпочтений потребителей по маркам в рамках одного сегмента, которую породил дефицит автомобилей. Несмотря на очереди, война — а иначе это не назовешь — идет за каждого клиента, который готов выложить деньги за ту или иную модель в линейке одноименного бренда.
Мы выбираем, нас выбирают
Однако и здесь все непросто, потому что среди будущих автовладельцев есть как минимум три большие группы. Первые выбирают автомобиль кошельком. Для таких четыре колеса, крыша над головой и отсутствие эмблемы одного из отечественных автозаводов — в числе знаковых приоритетов. И как ни странно, но за последние годы потребности этой категории автовладельцев практически удовлетворены. Не случайно недорогие Renault Logan, Chevrolet Lanos и даже морально устаревшая Daewoo Nexia — в десятке лидеров продаж первых 5 месяцев этого года — 31 031, 26 439 и 22 380 штук соответственно. Более того, очередей на эти автомобили практически нет. Причина тому — относительная простота моделей и минимум комплектаций. Это позволяет выпускать их массово при более или менее приличном качестве, а расположение предприятий на территории стран СНГ или в России ускоряет процесс доставки машин к потребителю.
Следующая группа не связана средствами и выбирает автомобиль на основе критериев — нравится или нет, престижно или не престижно. Как правило, это покупатели продукции премиум-класса, причем во всех его сегментах: от малых спортивно-городских машин вида MINI Cooper до представительских седанов и полноразмерных внедорожников. Период ожидания таких автомобилей сведен к минимуму. Они либо есть в наличии, либо будут собраны на заводе согласно пожеланиям клиента и оперативно доставлены. Речь, конечно же, о немецких брендах, которые по определению дороги, а значит, и рынок их весьма ограничен. Но даже и в этой категории есть модели, которые придется ждать. Живой пример — Audi Q7, срок получения которого может составлять до пяти месяцев. Неужели у нас так много людей, готовых отдать как минимум 107 000 долларов за внедорожник? В 2006 году таковых было более 1000 человек, но спрос на этот автомобиль по всему миру, где он стоит много дешевле, чем у нас, настолько велик, что выделенных квот просто не хватает. Да и производство подобного “компьютера на колесах” не может быть массовым даже при всем совершенстве технологий Audi.
Оценивая глубокую степень сатисфакции первых двух категорий, задаешься вопросом: “А в чем проблема-то и на что же у нас все-таки очереди?” А вот тут на сцену выходит третья группа потребителей, или пресловутый средний класс, который не только оправился после дефолта, но и научился зарабатывать деньги, а также считать их, при этом активно пользуясь кредитами. Эту часто ненавидимую как продавцами, так и некоторыми менее высокооплачиваемыми согражданами категорию “умников” интересуют новые, технически современные автомобили, идеальные по соотношению “цена—качество” и которых опять же не нужно долго ждать. Но когда сроки зашкаливают за полгода и больше — период, за который искомая модель в нужной комплектации может и устареть, — потенциальные приверженцы определенного шильдика на капоте, среди которых немало нетерпеливых, обращают свое внимание на те автомобили-аналоги, которые можно приобрести сегодня и сейчас.
Нас не догонишь
Таковых, увы, становится все меньше, что повышает конкурентную борьбу на рынке и заставляет автопроизводителей делать определенные шаги. На сегодняшний день лидером по ожиданию стала Honda Civic — 8—14 месяцев, далее следует Nissan Qashqai — около года, затем Suzuki SX4 — 6—12 месяцев. Завершает десятку самых желанных “партнеров” Toyota RAV4 — 6 месяцев, трио из Mazda3 MPS, Subaru B9 Tribeca и Toyota Camry, доступных в течение полугода. И еще одна тройка из уже упомянутой Audi Q7, Mazda3 и, конечно, Ford Focus, стать владельцами которых можно за 3—5 месяцев. Все остальные марки можно найти в более сжатые сроки. Но в этом списке есть одна тонкость. В действительности некоторые из указанных моделей в наличии есть, но, как правило, это либо самая полная и дорогая комплектация, либо бюджетный вариант, остаточная стоимость которого через несколько лет будет минимальной. Конечно, в случае везения и ежечасного обзвона дилерских центров можно подобрать приблизительно ту версию, которая требуется, но вероятность того, что автомобиль будет соответствовать искомому по всем параметрам, а особенно цвету, сводится к минимуму. Причин несколько.
Во-первых, дилеры не всесильны. Условия, на которых они работают с дистрибьюторами и производителями, хоть и тайна за семью печатями, но не государственная. А потому информация о том, что для обеспечения бесперебойных поставок автомобилей в салоны нужно уметь продавать и не самые “вкусные” версии, — уже не секрет. В итоге многие из продавцов зачастую извертятся на пупе, лишь бы доказать, что ваши желания неправильные, и используют всю свою профессиональную подготовку, чтобы продать тот автомобиль, который есть в наличии.
Во-вторых, только усредненная под некий универсальный вкус машина выгодна в массовом производстве, а всякое разнообразие требует дополнительных вложений. Когда питерский Ford запустил конвейер, уже с первого дня было ясно, что 70% моделей Focus будет серебристого цвета с мотором 1,6 л и в кузове седан, потому что это выгодно производителю. Однако сейчас завод достаточно гибко реагирует на спрос, удовлетворяя самые разнообразные пожелания, наращивая объемы выпуска и вдвое сократив период ожидания. Но это пока крупнейшее предприятие, которое работает конкретно на Россию. “Сборки” GM и Hyundai пока еще уступают ему по объемам производства и многообразию комплектаций автомобилей, а остальные из наиболее востребованных в стране брендов едва только заложили первые камни фундаментов будущих цехов. Но дефицит остается, и каждая из конкурирующих компаний борется с ним по-разному.
Большие маневры
Несколько месяцев назад официальный экспортер Suzuki в России приоткрыл тайну маркетинговой политики бренда:
— Поскольку для обычного человека автомобиль — самая дорогая покупка после недвижимости, качество является определяющим критерием для компании. Неважно, какая машина куплена — большой внедорожник или маленький Swift; нам дорог любой клиент...
Казалось бы, этими словами объясняются столь малые квоты — 300 автомобилей в месяц для модели SX4. Но это лишь часть правды. Завод в Венгрии, где данная модель производится, просто не справляется с объемами заказов, а потому совсем недавно было подписано соглашение, на основании которого Suzuki все-таки сделает предприятие в Ленинградской области.
Словесным доводам коллег по цеху Mazda, например, ответила реальным увеличением квот для России, продав только за апрель 4300 автомобилей различных моделей и комплектаций. Toyota не нашла ничего лучше, чем воспользоваться ситуацией и повысить цены на Corolla, которая пользуется спросом и пока еще есть в наличии, и параллельно на остальные модели, а Honda с ее действительно универсальным по соотношению “насыщенность—цена” Civic, похоже, и вовсе не делает особых телодвижений, удовлетворяя прежде всего европейцев и американцев… Представьте себе, что только за январь—март 2007 года в США было продано более 60 000 штук одной лишь Honda Civic!
Мы же, искушенные потребители, устав от ежедневных поисков, пока часто вынуждены покупать совсем не то, что хочется. Поняв через некоторое время, что погорячились, — либо продаем автомобиль, либо ездим на нем без всякого удовольствия. Печально, но факт: жить не с кем, вот и живешь с кем попало…
Так где же выход? Как нам видится, до ввода в эксплуатацию всех иностранных сборочных предприятий с более или менее полноценной линейкой востребованных в России автомобилей — в кабинетах маркетологов компаний-производителей, а в некоторых случаях дистрибьюторов и дилеров на местах. Не в последнюю очередь и их ошибки в анализе спроса на те или иные модели приводят либо к недостатку машин на рынке, ввиду последующего неправильного определения стороной экспортером квот для нашей страны, либо к перекосу в поставках тех или иных комплектаций. Конечно, есть и другие объективные факторы, включая логистическое обеспечение поставок, внутреннее законодательство, наконец, реальные объемы производства конкретных автомобилей и многое другое, но кому от этого легче? Дайте квоты, господа! Ведь ездить хочется при этой жизни.