Некрасивую машину тоже купят. Но из хороших рук и незадорого. Причем руки должны быть уважаемого дилера (либо — уважаемого бренда, что в отдельных случаях сыграет само по себе). Ощущение, что Mercedes — самая лучшая машина на свете, не подтолкнет покупать ее под забором, у кого попало. Хотя мало кто станет печалиться по поводу ее облика. Имя настолько сиятельное, что ошибки дизайнеров прощены раз и навсегда. В отличие от стоящего на полступеньки ниже BMW, которому не простили выходки Криса Бэнгла, попутно всем миром выучив его имя в назидательных целях. Но олимпийские разборки, то есть дискуссии по поводу дорогих автомобилей, в основном не касаются внешности, поскольку важней всего их цена и имидж. Если все знают, что данная машина дорогая, то остальное уже вторично.
А вот в секторе ширпотреба, то есть автомобилей среднего ценового диапазона, лицо дилера играет главную роль, а «лицо» автомобиля становится непременным фоном и тоже подлежит обсуждению. Два самых красочных примера, когда люди азартно покупали некрасивые машины лишь потому, что испытывали плохо сформулированное уважение к дилеру и бренду, — это уверенные продажи на нашем рынке Mitsubishi Lancer и Toyota Corolla. И в том и в другом случае предыдущего, только в этом году сошедшего со сцены поколения.
Всего в 2006 году в России было реализовано 46 969 автомобилей модели Lancer. Его неистово хотели и масштабно покупали. И не обращали внимание, что это одна из самых некрасивых машин в мире, грандиозная ошибка дизайнеров и пример отсутствия вкуса. Определяющим здесь было доверие к дилеру. Редкий случай, когда бренду повезло с партнером, который сделал больше, чем заслуживала сама фирма. Ведь не зря именно на Россию делает в итоге ставку «Mitsubishi», понимая, что без наших покупателей ей не выжить. Отрадно, что, взявшись за этот не самый лучший бренд, дилер, ставший со временем дистрибьютором, работал настолько качественно, что полностью излечил аудиторию от недоверия и привил ей устойчивый рефлекс на «Mitsubishi», которую теперь принято считать отличной фирмой. И продолжительные проблемы этой компании, и «брак» с последовавшим громким «разводом» с «Mercedes» даже не насторожили покупателей.
А еще в 2006 году своих хозяев в России нашли 31 222 автомобиля модели Corolla. Но к ее популярности дилеры отношения не имеют. Как раз наоборот. Проблем в дилерской сети «Toyota» столько, что народ шел за машинами в основном под гипнозом бренда. При этом рассказывая себе и другим стандартный набор легенд о японском качестве, надежности и беспроблемности автомобилей марки «Тойота». Так загипнотизировать людей удается далеко не всякому Чумаку. Хотя никто не скрывал, что пришедшие к нам официально Corolla были либо из Англии, либо из Турции. Поэтому качество у них как минимум не японское. Причем внимательные люди имели возможность прочитать в открытой печати отчет об эксплуатации Toyota более высокого класса — Avensis.
После пробега в 80 000 км машине перебрали двигатель! И ведь за все эти тысячи пробега она обслуживалась только на фирменном сервисе. Зато Avensis была хотя бы приемлемого вида.
А говорить о красоте Corolla не приходится. Дизайн автомобилей, адресованных японцами европейским покупателям, развивается у «Toyota» от плохого к худшему, и покинувшая в этом году рынок Corolla была отменной иллюстрацией такого подхода.
Но зато главным аргументом для покупателей было безграничное уважение к бренду. Поколебать это уважение не смогла ни сама машина, ни работа дилеров. Люди верят и с верой расставаться не желают. Что само по себе хорошо. Ведь автобизнес это оживляет, росту экономики способствует, да и любая, даже самая неказистая Toyota в сто раз лучше любого ВАЗа.
И в это же время, когда люди расхватывали некрасивые автомобили, продажи другого, откровенно красивого одноклассника, дизайн которого разрабатывали итальянские мастера, никак не могли выйти на достойный уровень. Красивый, но плохо презентованный рынку Chevrolet Lacetti за минувший год разошелся всего в 16 191 экземпляре. Красота не смогла преодолеть недоверие к машине, и потребуется еще как минимум год, чтобы люди по достоинству ее оценили. А почему? Как раз потому, что за эти же деньги есть другие машины: либо более уважаемого бренда, либо из крепких рук уважаемого дилера.
Зато как, например, повезло «Infiniti»! Локальным брендом для американцев марка оставалась ровно до тех пор, пока в ее гамме не появился потрясающе красивый кроссовер FX. И уже было безразлично, что при его огромной стоимости это имя мало что говорит, дилеров нет никаких, а ожидание запчастей станет таким же мучительно долгим, как и в случае обладания праворукой «японкой» (с поставками тормозных колодок не ближе чем из Владивостока). Также никого не смущало отсутствие зимней резины и уродующая дизайнерский замысел дырка под маленький номерной знак американского образца. FX настолько красив и уместно дорог, что его очень хотелось. Результат известен всем и отныне радует даже скептиков: теперь Infiniti продается в России официально.
КСТАТИ
В голодное советское время внешность автомобиля вообще не играла никакой роли. Самые уродливые автомобили СССР: ЛуАЗ 969 (не путайте с более поздним ЛуАЗом 969М, впоследствии получившем индекс 1302) и ЗаЗ 968А хватали с такой же жадностью, что и все остальные машины. И только один раз автопром перегнул палку: Иж-412ИЭ-028 (рестайлинг 1982 года) покупать не хотели. Выглядел он отвратительно. А опустить цену было невозможно. Пришлось насильственно пересаживать на машину тех, кто не смел отказаться: мелких госчиновников и милиционеров.