1259

«КАРМАННЫЙ» САМОСВАЛ К ШВЕДСКОМУ СТОЛУ

Поделиться

По установившейся уже традиции дважды в год  в Москве проходят «Олдтаймер-галереи» — выставки автомобильного антиквариата. Казалось бы, ну что нового можно «нарыть» для экспозиции за каких-то несколько месяцев? Однако наши автореставраторы и коллекционеры все продолжают удивлять демонстрируемыми «эксклюзивами». Не стала исключением и очередная, уже десятая по счету выставка, проходившая в конце октября.

Гвоздь программы» на сей раз был родом из Швеции. В нынешнем году отмечается  80-летний юбилей компании «Volvo», и по такому поводу шведские автопроизводители привезли на выставку в Москву несколько машин из своего музея в Гетеборге. Наиболее интересным является, безусловно, Volvo OV4 Jacob. Это самый первый серийный автомобиль, сошедший с конвейера фирмы в апреле 1927 года. Скроили шведы своего первенца явно по американскому образцу, но в угловатых формах «Якоба» уже заложена та надежность и прочность конструкции, которой традиционно отличаются скандинавские машины. Каркас у шведского «дедушки» собран из ясеня и медного бука, спицы колес тоже деревянные, салон обит кожей. Главное новшество, которое отметили современники в этом автомобиле, — подрессоренные сиденья.

Еще один представитель вольвовской коллекции — четырехдверный седан Volvo Amazon, выпускавшийся в 1957—1970 годах. Машину разработал известный шведский дизайнер Ян Вильсгард. Тогда, полвека назад, всех наповал сразила необычная конструкция спидометра: его шкала была выполнена в виде горизонтальной подсвеченной линейки с делениями, вдоль которой ползла стрелка. А вся панель приборов новой легковушки имела оригинальную трапециевидную форму. Она так пришлась по душе скандинавским автомобилестроителям, что с той поры неизменно перекочевывает с одной модели Volvo на другую.

Шведы представили на выставке и своего первого серийного «спортсмена» — Volvo P1800 Jensen. Спорткар начали разрабатывать еще в 1957-м, а запустили в серию вскоре после успешной презентации на популярном европейском «Мотор-шоу» в Брюсселе в 1960 году. Представленный там «тысяча восьмисотый» поражает элегантным кузовом, изготовленным из стеклопластика. Новый «швед» оказался ничуть не хуже Ferrari, но зато был значительно дешевле итальянских спортивных машин. Хорошим спросом у покупателей эта модель Volvo во многом обязана кинематографу: именно на P1800 разъезжал главный герой популярного в 1960-е телесериала «Святой», которого сыграл Роджер Мур.

На «Олдтаймер-галерее» было на что посмотреть любителям продукции советского автопрома. Несколько выставленных машин — настоящие уникумы, сохранившиеся в одном-двух экземплярах.

Среди них пикап ГАЗ-415, созданный на шасси «эмочки» ГАЗ М1. Такие мини-грузовички, способные перевозить в кузове 400 килограммов или по 6 человек на продольных откидных лавках, выпускались небольшими сериями с 1937-го вплоть до 1941 года. Всего выпущено около 8000  машин этой модели, но основная часть их была уничтожена еще во время войны. «Четыреста пятнадцатые» оказались очень полезными работниками в прифронтовом хозяйстве. Известно, например, что именно такой пикап был оборудован под передвижную радиостанцию, которая сопровождала в поездках легендарного советского полководца К. Рокоссовского.

 На этом же стенде расположился и ближайший «родственник» «четыреста пятнадцатого» — чудо-вездеход ГАЗ-61-73. Это первый в мире джип с металлическим закрытым кузовом. Правда, сложность узлов конструкции ходовой части первых газовских джипов не позволила заводу выпускать эти машины в большом количестве. За период с 1940 по 1945 год было собрано лишь 238 автомобилей ГАЗ-61 различной модификации. Реставрация уникального внедорожника сейчас в самом разгаре, и на выставке представлено лишь шасси. Машина историческая: именно на этом «газике» с августа 1941-го колесил по фронтовым дорогам знаменитый советский военачальник, будущий маршал И. Конев.

Единственными в мире оказались два спортивных «мотора» советской поры, привезенные на выставку. Один из них — гоночный ГАЗ-ГЛ1, собранный в 1938 году на шасси все той же серийной «эмки». Это самый быстрый из отечественных автомобилей, выпущенных в довоенный период: благодаря форсированному до 100 л.с. двигателю его удалось разогнать до 161,87 км/ч.

Другой «спортсмен» — двухместный «Москвич-407» купе. Две такие машины были изготовлены в 1962 году для кольцевых автогонок. Кузова для них переделали из серийных «четыреста седьмых» «москвичат». За характерную форму кургузой кабины эти гоночные авто шутливо прозвали «циклопами». Оба автомобиля, неоднократно участвовавшие в гонках, до наших дней не сохранились, но на выставке представлена их точная копия.