Министр экономики Кристин Лагард вчера пояснила слова президента: речь идет о "премии на утилизацию для шести-, семи- и восьмилетних машин". Эта премия на утилизацию, или замену автомобиля (термин еще не устоялся) будет применяться с этой зимы, уточнила она.
Сам принцип понятен, однако детали программы, например сумма премии, остаются неясными. Рабочая группа склоняется к сумме "символической, но достаточной для того, чтобы мотивировать автолюбителей и производителей авто". Пока официальные цифры не называются, но скорее всего, сумма составит порядка 1000 евро.
Вопросы вызывает и возраст машин, на которые распространяется программа, и способ расчета премий. Программа нацелена прежде всего на машины от семи до десяти лет, но нельзя исключать возможность выплаты и за более новые, если они очень сильно загрязняют воздух, говорят в правительстве.
Пока не решен вопрос, нужно ли вводить специальные коэффициенты, например, для многодетных семей, которым необходим более крупный и, соответственно, вредный для окружающей среды автомобиль. А также затронет ли новая мера вновь покупаемые автомобили или будет применяться к уже используемым.
Одно совершенно ясно: французские автопроизводители потирают руки. В ассоциации дилеров Peugeot Citro?n напоминают, что компания всегда считала лучшим способом защитить окружающую среду – способствовать избавлению от старых машин. 60% всех выбросов приходятся на автомобили старше десяти лет, которые составляют треть всего автопарка, поясняют в компании. Такой же позиции придерживается Renault, где "приветствуют любые попытки обновления автопарка".
Подобные меры вводились во Франции уже дважды – в 1994-м при Балладуре и в 1996-м по инициативе Жюпена. Опыт не был успешным. Так, в 1997 году продажи автомобилей упали на 400 тысяч по сравнению с предшествующим годом. Люди поспешили воспользоваться программой, что негативно сказалось на последующих продажах. Кроме того, при всех расходах (на программу был выделен миллиард евро) мера не достигла результата – обновления автопарка. Средний возраст автомобилей после введения программы составил восемь лет, то есть на год больше, чем десять лет назад.