После того как «Nissan» перевел одну из самых популярных своих моделей — Almera — из действующих в разряд отставных, гольф-ниша европейского отделения компании неожиданно осиротела. Однако предполагать, что «Nissan» оставит свою долю рынка на растерзание конкурентам, было бы глупо. Маркетологи, естественно, заранее просчитали все возможные и невозможные варианты развития событий и после небольшой задержки представили европейцам (и нам в том числе) другую гольф-модель — Nissan Tiida.
К моменту релиза, правда, японцы уже успели обкатать новинку и в Азии, и в Африке, и на ее малой родине — в Латинской Америке (большинство представителей семейства производится на заводе «Nissan» в Мексике).
Почему не сразу? Вопрос логичен, но, с другой стороны, подобную «нерасторопность», как мы помним, «Nissan» уже проявил около года назад, когда на отечественный рынок пришел сменивший Maxima QX седан Teana.
Причем по странному стечению обстоятельств появился он через два месяца после старта своего главного конкурента — нового поколения Camry, когда очереди на тойотовский бизнес-бестселлер стали совсем уж неприличными. И модель, как говорится, пошла. Сегодня ситуация повторяется вплоть до деталей — Corolla, как и Auris, ждать приходится почти по полгода, и вдруг… свежая, аналогичная по характеристикам и стоимости модель от не менее именитого производителя. В общем, если не случится ничего экстраординарного, уже к концу года присутствие новинки на наших дорогах и улицах будет не менее заметным.
Итак, она звалась Tiida… Название для отечественного слуха столь же непривычное, сколь труднопроизносимое. Тем не менее косвенно мы с ней уже знакомы: по сути, это мексиканский аналог хорошо известного российским автомобилистам Megane II — добротная «лицензионная» копия, появившаяся на свет благодаря тесному сотрудничеству обеих компаний. Это, кстати, хорошо заметно по проему задней двери, оканчивающемуся отлично узнаваемым изломом. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Сзади такой Nissan чем-то напоминает Peugeot 307 и последнюю версию Almera, только слегка подросшую как в высоту, так и в ширину. «Передок» при этом — абсолютный сборник «цитат»: тут и второй Megane, и трансформировавшийся из Murano «однообъемник» Note с его озорной «улыбкой»… В общем, получилось, стоит признать, довольно симпатично, но при этом не слишком оригинально и в чем-то даже старомодно. Тут, впрочем, удивляться нечему: модель увидела свет в конце 2004 года — в то время, когда Almera еще была «жива», только «расцвела» Astra, обновилась Corolla, да и 307-й Peugeot на фоне конкурентов смотрелся гораздо моложе.
Упоминание Note тут, кстати, не случайно. Несмотря на то что эти автомобили унифицированы лишь на четверть, принципиально они очень похожи. Так же как и компактвэн, Tiida обладает весьма просторным салоном, а все потому, что и тот и другой автомобили изначально проектировали вокруг пассажирской капсулы, то есть в проекте сначала были люди, а потом уже двери, панели и стекла. Таким образом, японцам удалось достичь внутренних габаритов, сравнимых не только с конкурентами, но и с более объемными машинами вроде VW Passat или Opel Vectra. А ведь Tiida при этом обладает не самым длинным в классе кузовом и не самой большой колесной базой. В ее основе лежит все та же интернациональная платформа «В», на которой уже «стоят» Micra, Modus, Clio III и Note. Японцы, конечно, ее растянули, увеличив расстояние между осями до уже использовавшихся ими 2600 мм, но в целом модель достаточно компактна.
Багажник при этом, конечно, не слишком объемен: 272 литра (у Note — 280 литров). Правда, в случае чего можно подвинуть задний ряд, смещающийся на 240 мм. Подобная мобильность вкупе с регулируемой спинкой делают путешествие во втором ряду действительно комфортным: запас свободного пространства тут огромен, так что от тесноты задние пассажиры страдать точно не будут. Естественно, не произойдет этого и с передними.
Предложенные им кресла широки и удобны. Добавьте сюда высокую посадку, приличный диапазон регулировок и воздух, позволяющий не чувствовать себя в салоне запаянным в консервную банку… Единственное, что, на мой взгляд, тут слегка хромает, — качество отделочных материалов. К сборке претензий нет, но сам пластик мог бы быть чуть дороже или хотя бы лучше замаскирован. Впрочем, это уже дело вкуса.
Как и у Almera, в подкапотном пространстве Tiida в нашей стране может быть расположен один из двух бензиновых двигателей. Топовый с рабочим объемом 1,8 литра, развивающий 126 л.с., а также уже хорошо знакомая нашим соотечественникам по тому же Note базовая 1,6-литровая «четверка». Так же как и в случае с компактвэном, она может быть оснащена 4-ступенчатым «автоматом» или 5-ступенчатой «механикой», причем наиболее привлекательным отечественному автомобилисту наверняка покажется именно последний вариант, который и оказался на тесте «МКмобиля». И дело тут не только в финансовой составляющей. Несмотря на относительно небольшой рабочий объем, развивающий 110 «лошадей» силовой агрегат обеспечивает Tiida более чем достойную динамику. Отдельной похвалы он при этом заслуживает за поразительно ровную и мощную отдачу на средних и низких оборотах, чего, кстати, нет у его тойотовских конкурентов. В результате Nissan способен прилично ускориться практически с 1800 оборотов, что очень удобно в городе.
Хорош он и на трассе. Но в этом случае стоит учитывать, что за основу европейской Tiida взята американская версия модели, то есть настройки подвески (пусть и адаптированные под «старосветские» нравы) весьма комфортны: даже на относительно плохом покрытии сильные вибрации и пробои тут редкость, а «лежачие полицейские» чаще всего напоминают о себе только легким покачиванием кузова. Тем не менее есть тут и обратная сторона — крены. Они сильны, и с ростом скорости ситуация, как вы понимаете, лишь усугубляется.
Кроме того, после 90—100 км/ч подвески начинают «халтурить» и с неровностями, особенно это заметно, когда колесо попадает в ямку в пологом повороте: сначала следует характерный кивок, за ним — поперечное колебание, после чего автомобиль пытается «прогуляться» по полосе. Хорошо хоть траектория при этом поддается элементарной корректировке рулем. Кстати, последний достоин самых лестных отзывов, как, впрочем, и тормоза. Японцам в данных вопросах удалось-таки найти оптимальные настройки, подходящие как для самого автомобиля, так и для большинства из тех, кто в конце концов сядет за руль Tiida.