Российское правительство выступило с неожиданной инициативой — правила проведения гостехосмотра чиновники хотят сделать федеральным законом. Но главная изюминка в том, что правом выдавать талоны ГТО будут наделены... обычные автосервисы.
Собственно, реформаторы намерены причесать российский техосмотр на европейский манер, отстранив от него государство. По мнению государственных мужей, если запустить на эту поляну автосервисы, то водители моментально почувствуют разницу, поскольку будет создана здоровая конкуренция, а это залог низких цен и качественного обслуживания. При этом авторы этого смелого проекта позаботились о том, чтобы сервисмены, проводящие техосмотр, не злоупотребляли полученной властью. В частности, такой диагностический пункт не вправе заниматься ремонтом автомобилей. Он может составлять только диагностическую карту. Сам же талон техосмотра по-прежнему будет выдавать госинспектор. Что касается цен, то они будут утверждаться постановлением Правительства РФ.
В ГИБДД скептически относятся к перспективе передачи функций по проведению техосмотра в руки автосервисов. И причин тому несколько.
Во-первых, именно благодаря участию сотрудников ГИБДД в проведении техосмотра выявляются автомобили с криминальным душком. И хотя цифры официальной статистики не впечатляют — при техосмотре выявляется всего лишь 5% числящихся в розыске авто, — тем не менее ежегодно 25 000 криминальных машин гаишники по выдаче “лобовичков” все ж таки находят.
Во-вторых, диагностические станции, которые, собственно, и станут проводить техосмотр, все же будут злоупотреблять своим положением. Хотя по регламенту им не положено заниматься ремонтом машин, наверняка при этой диагностической станции, в соседнем ангаре, будет автомастерская.
В-третьих, если ГИБДД полностью отлучить от техосмотра, то исчезнет комплексный подход к решению проблем безопасности дорожного движения. Коммерсанты будут заинтересованы только в извлечении прибыли, а вот как их заставить вести сбор и обработку статистики для дальнейшего принятия стратегических решений на государственном уровне, совершенно не понятно.
Вместе с тем в ГИБДД не отрицают, что пунктов по проведению техосмотра не хватает и одолеть их дефицит можно путем привлечения бизнеса в эту сферу.
Впрочем, трудно давать оценку этому законопроекту. Сама процедура техосмотра уже давно превратилась в чистой воды фарс. Пожалуй, только один автомобилист из десяти самостоятельно проходит техосмотр. Остальные девять “лобовичок” банально покупают за 3000—5000 рублей.