Восстание машин

Назовите меня реакционером, ретроградом — хоть луддитом, но, боюсь, ничем хорошим это не кончится. Особенно настораживает бурное развитие всевозможных электронных систем. Этих добрых помощников водителя, призванных облегчать жизнь и оберегать от опасности.

Назовите меня реакционером, ретроградом — хоть луддитом, но, боюсь, ничем хорошим это не кончится. Особенно настораживает бурное развитие всевозможных электронных систем. Этих добрых помощников водителя, призванных облегчать жизнь и оберегать от опасности.

А начиналось все довольно безобидно и, разумеется, с самыми благими намерениями. Но так ведь всегда и бывает: сперва появляются приятные и полезные мелочи вроде ABS и маршрутного компьютера. Потом на сцену выходит ESP, более или менее деликатно, но вмешивающаяся в процесс управления, и всякие радарные системы автоматического пилотирования, ориентирующиеся на местности с помощью GPS; а за ними уже маячит призрак суперкомпьютера HAL 9000 из кларковско-кубриковской «Космической одиссеи». Отношения искусственного интеллекта с, так сказать, естественным развивались, напомню, весьма драматично и фатально для последнего.

Конечно, пока еще все не так плохо. Но первые звоночки уже раздаются. И за примерами шибко умных машин далеко ходить не надо. Взять, скажем, новый BMW X5. По доброй баварской традиции автомобиль забит электронными помощниками под завязку. Высокие технологии страхуют вас буквально на каждом шагу, но порой их опека становится, мягко говоря, чересчур навязчивой. Нет, я не имею ничего против коррекции заноса или активного подруливания. Но когда машина демонстративно отказывается трогаться с места, ссылаясь на незакрытую дверь, непристегнутый ремень безопасности или не затянутый во время предыдущей остановки «ручник», это, извините, чересчур! Да-да, это чудо техники бесцеремонно переключает «автомат» в режим парковки, нагло демонстрируя идиоту за рулем, кто здесь главный.

Кстати, в стремлении научить водителя хорошим манерам «баварец» не одинок. Тот же Land Rover считает себя умнее человека, например, игнорируя попытки изменить величину дорожного просвета при открытых дверях. Управляющая электроника пневматической подвески просто не реагирует на команды.

Вы назовете это пресловутой «защитой от дурака»? Охотно соглашусь. Но нелогичные с точки зрения машины действия зачастую оправданы ситуацией (скажем, водитель пытается выбраться из грязи, наблюдая в открытую дверь за задним колесом). И, в конце концов, хочется верить в приоритет живых мозгов над электронными.

None