Действие всевозможных присадок и очистителей тех или иных систем двигателя при всем уважении к многообещающим заявлениям их производителей является не лечением, а лишь профилактикой различных «недомоганий» механизма.
Бензин содержит смолы. Даже самые высококачественные его сорта могут включать в себя от нескольких десятков до сотен миллиграммов смолистых веществ на литр. В дизельном топливе их еще больше. Смолы состоят из веществ кислотной природы и очень плохо растворяются в топливах, они легко откладываются на металлических поверхностях — стенках бака, магистралей и других деталях топливной системы. Попадая в камеру сгорания, они преобразуются в твердые отложения — нагар. Закоксовывание свечей и форсунок, потеря подвижности поршневых колец, засорение карбюратора, топливопроводов, топливных баков и выпускного коллектора обычно приводят к повышению дымности и токсичности отработанных газов. Снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива и масла. Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать, поддерживая двигатель в состоянии, близком к новому. Небольшой нагар допустим. В достижении этой цели могут оказать помощь именно моющие присадки к бензину — своеобразное средство оперативного регулирования качества топлива.
Присадки к топливу повышают растворимость в нем смол. Бензин с присадкой должен растворять уже имеющиеся отложения, по возможности переводить воду, находящуюся в топливном баке, в мелкодисперсное состояние, не мешающее горению топлива.
Проводить «курс лечения» присадками рекомендуется через каждые 2000–10 000 км пробега автомобиля. В зависимости от типа топливной системы выпускаются присадки для карбюраторных и инжекторных двигателей. Карбюраторные присадки помимо моющих должны обладать еще и антиобледенительными качествами. Дело в том, что атмосферная влага постоянно попадает в карбюратор, а инжекторы от этого избавлены. Присадки обоих типов обладают свойством частично связывать попавшую в бензин воду. Но не стоит надеяться, что одна «доза» химиката свяжет целый литр воды, оказавшейся в бензобаке. Для этого потребуется несколько «процедур».
Для топлива существуют универсальные и комплексные присадки. Действие их направлено в основном на очистку всей топливной системы — камеры сгорания, топливопроводов, впускных клапанов и др. Отметим, что присадки очищают именно впускные клапаны. Если на этикетке какой-либо универсальной присадки в топливо написано, что она очищает также и выпускные клапаны, то в эффективности этого средства можно усомниться. Да, она интенсифицирует процесс сгорания топливно-воздушной смеси и предотвращает возможное образование нагара на выпускных клапанах, но формально их не очищает. Основные проблемы, возникающие у автомобилей, работающих на солярке, — образование сажи в системе выпуска газов и большой расход горючего. Используя различные присадки, оптимизирующие процесс сгорания дизельного топлива, можно улучшить и характеристики самого топлива, и работу силового агрегата. Чистить двигатель, то есть смывать отложения, которые остались от сгорания некачественной солярки, следует регулярно. Но, естественно, никакие присадки не создадут чуда — старый, разбитый, спроектированный наспех и собранный как попало «движок» невозможно преобразить в последнее достижение мировой инженерной мысли.
&
ПРИ ВЫБОРЕ ПРИСАДКИ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ внимание на следующие моменты. Предпочтение отдайте присадкам того производителя, который выпускает разные продукты для топливных систем с карбюраторами и для систем с инжекторами. Дополнительные баллы при выборе производителя придаст наличие в ассортименте отдельных присадок для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском GDi. Для первого применения (первых двух баков топлива) лучше использовать половинную концентрацию присадки от рекомендованной производителем. Затем — максимальную (в период одного-двух баков топлива). После этого можно вновь перейти на половинную концентрацию (для удержания установившегося минимального уровня отложений и загрязнений). Для содержания в чистоте топливной системы присадку нужно заливать регулярно, то есть раз в 5–6 полновесных заправок.
Очиститель тормозов компании «Nova» — высокоэффективное средство для очистки тормозных колодок, барабанов, дисков, цилиндров и других деталей тормозных систем любых типов, а также деталей сцепления и других механизмов. Применяется без разборки очищаемых систем. Не оставляет налета. Помогает избавиться от скрипа (визга) тормозов. Используется в качестве универсального обезжиривателя при любых ремонтных работах. Быстро удаляет нагар и застаревшие маслянистые отложения. 520 миллилитров препарата стоят около 60 рублей.
Очиститель карбюратора «ABRO» проникает, растворяет и очищает грязевые, смолистые и углеродные отложения, образующиеся в ходе эксплуатации мотора. Предназначен для прочистки системы питания работающего двигателя. Может высокоэффективно применяться для очистки полностью или частично разобранного карбюратора, а также других деталей двигателя. Аэрозольный баллон содержит 283 грамма вещества и продается по цене
80 рублей.
Очиститель «Карб-плюс» быстро восстанавливает расходные характеристики карбюратора без его разборки. Очищает от нагара и лака контактирующие с бензином поверхности карбюратора. Способствует растворению и удалению губчатых отложений с тарелок впускных клапанов. Удаляет отложения с поверхностей поршня и впускных клапанов. Входящий в состав препарата кондиционер металла SMT2 активно противостоит износу подвижных деталей системы питания. Содержимое 240-миллилитрового флакона рассчитано на обработку 480 литров бензина и стоит 444 рубля.
Очиститель внешних частей двигателя от «Prestone» относится к категории особо активных препаратов, способных справиться с сильными загрязнениями. Способен не только отмыть двигатель в считаные минуты, но и справиться с пятнами гудрона и битума на кузове автомобиля. 390-граммовый флакон рекомендован к продаже по цене 130 рублей.
«Step Up Carburetor & Combusted chamber syntetic cleaner» представляет собой синтетический очиститель карбюратора. Быстро и эффективно растворяет и смывает углеродистые отложения с воздушных и дроссельных заслонок, со стенок смесительных камер и каналов карбюратора. Удаляет нагар с впускных клапанов и днища поршней. Содержит синтетический кондиционер металла второго поколения. Предотвращает образование ферроцена на свечах зажигания и продлевает срок их службы. 341-граммовый аэрозольный баллон предлагается за 143,5 рубля.
Промывка инжекторных систем с раскоксовывающим эффектом «LAVR next ML-101 Injection System Purge» предназначена для очистки топливных систем на работающем двигателе с применением специального оборудования в условиях автосервиса (безразборный метод). Рекомендованная цена литровой банки — 280 рублей.
Промывка двигателя «STP» содержит комплекс моющих веществ, растворяющих вредные загрязнения, предотвращающих коррозию и износ двигателя. Использование промывки восстанавливает давление масла до расчетных значений. Специальные компоненты средства помогают защитить двигатель от износа в процессе его промывки. Безопасно для всех типов сальников и прокладок. Емкость объемом 450 миллилитров продается по розничной цене 130 рублей.
Очиститель тормозов «ВЭЛВ» предназначен для быстрой очистки частей тормозной системы (фрикционных накладок, тормозных барабанов, дисков, цилиндров и т.д.) и деталей сцепления от грязи, масла, жира, тормозной жидкости и масляной пленки, а также для обезжиривания и очистки металлических деталей тормозов. Средство не оказывает разрушающего воздействия на резиновые детали (пыльники, шланги, манжеты). Упаковка объемом 400 миллилитров стоит 75 рублей.
«Liqui Moly мтх Vergaser Reiniger» — присадка для очистки карбюратора. Удаляет загрязнения в карбюраторе, нагар на клапанах, свечах и особенно в камере сгорания. Очищает двигатель, снижает расход топлива и содержание вредных веществ в выхлопных газах. При применении присадки параметры выхлопа соответствуют экологическим требованиям. Защищает топливный бак от коррозии при длительном периоде простоя автомобиля. 300 миллилитров средства стоят 180 рублей.
Очиститель радиатора «Pingo» предназначен для очистки каналов системы охлаждения от загрязнений, затрудняющих движение охлаждающей жидкости и ухудшающих теплоотдачу. Быстро и эффективно расщепляет и удаляет грязь, жир, масло, накипь и ржавчину, оптимизируя тем самым процесс теплообмена. Может применяться для очистки радиаторов из любых металлов. Флакон объемом 250 миллилитров в розницу стоит 97 рублей.
Очиститель карбюратора «Hi-Gear carb cleaner» удаляет нерастворимые бензиновые отложения из жиклеров, каналов, поплавковой камеры, сетчатого фильтра карбюратора, снимает нагар с заслонок, устраняет их заедание. Восстанавливает обороты холостого хода. Устраняет калильное зажигание, снижает токсичность выхлопа и расход топлива на 4–6%. Рекомендуется использовать каждые 3000 км. Длинное узкое горло упаковки позволяет заливать состав в баки любых автомобилей. 150 миллилитров стоят в розницу 114 рублей.