Германия — единственная страна Европы, власти которой много лет назад решили принципиально не ограничивать скорость движения по автомагистралям. Но, похоже, бешеным гонкам по автобанам приходит конец. Власти города Бремена, имеющего статус федеральной земли, в среду ограничили скорость движения по автомагистралям в своих границах до 120 км/ч. Экологи в восторге, автопроизводители и любители прокатиться с ветерком — в шоке.
Между тем причин для радикального решения, говорят бременцы, несколько. Во-первых, ограничение скорости способствует снижению числа крупных аварий — особенно с летальным исходом. Во-вторых, это способствует сокращению вредных выбросов в атмосферу. А в-третьих, гарантирует снижение уровня шума, особенно досаждающего тем, кто живет неподалеку от автомагистралей. Впрочем, многие эксперты уверены, что обязательное использование ремней безопасности принесет больше пользы, нежели ограничение скорости. В 2006 году в автокатастрофах на немецких магистралях погибли 645 человек. Но гораздо больше людей гибнет в авариях, которые произошли в городах.
Кроме того, как утверждает пресс-секретарь автоклуба Германии Свен Янссен, снижение скорости на автобанах не будет способствовать улучшению экологической обстановки. В беседе с корреспондентом “МК” он сказал, что из-за бременцев немецкие водители будут теперь дольше находиться в пути. А это неминуемо приведет к образованию заторов. “Новые пробки, — говорит Свен Янссен, — это и новые аварии. Движение на автобанах в часы пик в итоге вообще будет парализовано. Так что улучшения экологической обстановки такими мерами не добьешься”.
Тем временем природоохранные организации называют подобные умозаключения… выдумкой. “Введение ограничения скорости наверняка приведет к уменьшению количества пробок на дорогах, — заявил “МК” эксперт немецкого отделения “Гринпис” Вольфганг Лобек. — По эффекту эта мера не уступит появлению дополнительной полосы”. Стоит отметить, что Бремен — самая маленькая из немецких федеральных земель. Общая протяженность автобанов в городских границах — всего 60 километров. Однако важен здесь сам прецедент. Уже известно, что властям двух других городов, имеющих статус земель, Берлину и Гамбургу, решение об ограничение скорости также представляется логичным. Остальное — дело времени.
Между тем канцлер ФРГ Ангела Меркель пару лет назад обещала избирателям, что при ней устанавливать верхний предел скорости на автобанах немецкие власти не будут — по крайней мере на федеральном уровне.
Власти ФРГ опасаются, что введение ограничения скорости — несмотря на его определенные преимущества — больно ударит по автомобилестроению: спрос на мощные машины, которыми так гордится немецкий автопром, резко снизится, упадет уровень продаж и под угрозой окажутся тысячи рабочих мест.
А КАК У НАС
В настоящее время максимальная скорость в России составляет 110 км/ч, причем такой лимит разрешен лишь на нескольких магистралях. На части МКАД разрешенная скорость — 100 км/ч, а на большей части загородных дорог — 90 км/ч. По данным министра транспорта России Игоря Левитина (июнь 2007 г.), скоростные трассы составляют 1,5 процента от протяженности дорожной сети общего пользования.