1448

По воле… недоразумения

Известна дата начала сокращения числа нарушений ПДД
Чудо случится ровно за один месяц до окончания нынешнего года — аккурат 1 декабря. По прогнозам специалистов, далеких от ясновидения и опирающихся исключительно на трезвый расчет, именно с этого дня в родном Отечестве — по статистике — число нарушителей Правил дорожного движения начнет стремительно катиться вниз. Ура! По чьей воле страна одержит почти полную победу над кланом нарушителей, намедни выяснили социологи. Оказалось, по воле… недоразумения. И к тому же — победу она одержит исключительно в милицейских сводках…
Поделиться

Чудо случится ровно за один месяц до окончания нынешнего года — аккурат 1 декабря. По прогнозам специалистов, далеких от ясновидения и опирающихся исключительно на трезвый расчет, именно с этого дня в родном Отечестве — по статистике — число нарушителей Правил дорожного движения начнет стремительно катиться вниз. Ура!

По чьей воле страна одержит почти полную победу над кланом нарушителей, намедни выяснили социологи.

Оказалось, по воле… недоразумения.

И к тому же — победу она одержит исключительно в милицейских сводках…

Долой неотвратимость наказания?

Введение в строй очередной порции поправок в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев окончательно прислонило нас к цивилизованному миру: уже в конце года участники аварии получат право не призывать на помощь сотрудников ДПС, а иметь дело лишь со страховщиками.

Обязательными условиями, дающими такое право, станут: участие в ДТП не более двух транспортных средств, отсутствие пострадавших, наличие страховки у каждого причастного к аварии водителя и достижение консенсуса при взаимном установлении виновника.

Законодатель пообещал, что “усё будет как в Европе”: стукнулись — согласились — разъехались. А страховые компании будут разбираться промеж собой…

Это значит, что уже к 1 декабря кабинет министров (во исполнение новых положений Закона об ОСАГО) должен будет перекроить ПДД. И ныне существующую норму о том, что участники аварии имеют право сбежать с места только в случае, если они согласны в оценке обстоятельств ДТП и для его оформления намерены явиться в ГАИ, кабинет министров должен будет превратить в новую норму: при вышеперечисленных обстоятельствах можно обойтись и без помощи гаишников.

Но наметился конфуз… Практически каждое дорожно-транспортное происшествие с участием двух транспортных средств случается по причине нарушения Правил дорожного движения. Кто именно из двух не поделивших дорогу виновен, при ныне существующей практике устанавливает после надлежащего оформления материалов дела сотрудник ГИБДД. Ему виднее…

А поскольку с 1 декабря участие инспектора ДПС в сей процедуре не всегда будет обязательным, фиксировать нарушения, повлекшие совершение ДТП, будет… некому!

Всем желающим явка обязательна?

Поиски выхода из щекотливого положения приводят лишь к одной, и то не слишком разумной мысли: под страхом какой-нибудь изуверской санкции надо бы обязать виновника аварии в течение трех (пяти, десяти…) дней являться в ГАИ и признаваться в содеянном.

А как обязать-то, если статья 51 Конституции позволяет ему не стучать на самого себя? Стало быть, явится он в ГАИ лишь для того, чтоб удлинить очередь и помолчать.

Но даже если виновник-доброволец и раскроет перед майором рот, для установления подлинной виновности одного его раскаяния будет маловато, ибо едва ли можно обойтись без профессионально начерченной схемы, без показаний свидетелей и прочих доказательств по делу, добытых, нарисованных или полученных должностным лицом на месте ДТП. Да и раскаянию грош цена, ведь мог же бедолага взять на себя вину по досадному недоразумению, заблуждению или незнанию ПДД!

Страховые компании чешут репу: а не обяжут ли их сдавать гаишникам с потрохами всех водителей, признавших себя виновными? Нет, страховщики, может быть, даже с удовольствием доносили обо всех, из-за кого они попали на деньги, но и тут они окажутся придорожно-милицейскому ведомству не в помощь: куда ж без полноценных материалов административного дела?

В общем, как ни закручивай сюжет, все одно выходит: без оформления документов на месте аварии сотрудником ДПС установление в дальнейшем чьей-либо вины в нарушении ПДД, повлекшем совершение аварии, будет задачей непосильной.

Новая редакция Закона об ОСАГО, таким образом, уже 1 декабря лишит придорожную милицию возможности исполнять собственный Закон — “О милиции”, который прямо указывает, что милиционеры просто-таки обязаны осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

Ежели учесть, что примерно в половине всех аварий размер причиняемого ущерба составляет пресловутые 25 тысяч рублей, можно даже без раскладывания карточного пасьянса утверждать: гигантское количество нарушителей Правил дорожного движения, действуя по новым правилам ОСАГО, останутся безнаказанными.
Вот когда случится праздник на их улице!

Лиха беда…

Рано или поздно хитроумный российский извозчик сообразит, что не связываться с ГАИ чрезвычайно выгодно почти при всех ДТП, и даже повлекших причинение ущерба на сумму более 25 тысяч рублей.

Учинившие аварию по причине, например, тяжелого похмелья, понимая, что можно демонстративно оценить разбитый в хлам автомобиль в заветную четвертую часть сотни и тем самым освободить себя от обязанности вызывать сотрудников ГАИ, неминуемо испытают соблазн договориться с пострадавшей стороной. Их речь (желающим рекомендуется вырезать и возить с собой) будет до тошноты однообразна: “Согласись, товарищ пострадавший, что твой рыдван пострадал от моего якобы аккурат на 25 тысчонок, получи их от страховщика, а оставшиеся 100 с лишним прими у меня прямо сейчас! И не будем вызывать ГАИ…”

Страдальцы при этом (что весьма важно!) ничем не рискуют. Уличить в сговоре участников ДТП (если они сами не признаются) — затея безнадежная: ошиблись, понимаешь, при оценке ущерба… Не эксперты ведь…
А возможность получить сто с лишним прямо сейчас (а не через пару месяцев у страховой) не заставит пострадавшего долго размышлять.

Конечно, страховщик рано или поздно задумается: чего это вдруг клиент привозит к нему на осмотр груду не поддающихся опознанию железок, но утверждает, что ущерб копеечный? Задумается, но промолчит. Ибо в противном случае должен будет выплачивать гораздо большую сумму!

Да и сотня тысяч рублей для того, над кем висит гарантированное лишение права управления на пару лет, окажется невеликой потерей. Гаишники за прекращение “пьяного дела” просят и больше.

И к тому же — без гарантии…

А через пару часов после “пьяного” ДТП доказать, что водитель был весьма нетрезв, уже будет почти невозможно.

Вот и выходит, что вполне цивилизованная норма, скроенная по образу и подобию европейской, может сыграть ужасно злую шутку.

И по России безнаказанно будут колесить любители превысить скорость, прокатиться по встречной, а то и вовсе — крепко надраться перед дальней дорогой…

Всем сестрам по серьгам…

Удивительно, но грядущая “реформа” аварийных дел — единственное свежее законодательное новшество, которое принесет (пусть даже и сомнительную) пользу абсолютно всем.

Если не вызывать сотрудников ДПС, страховщик выплатит только 25 тысяч рублей и ни копейки больше. Это ж сколько денег-то удастся сэкономить на тех, кто “не способен” у обочины правильно подсчитывать ущерб!
Полезным окажется новое правило и самым злостным нарушителям: почти во всех случаях (было бы желание!) практически любой ответственности они сумеют ловко избежать.

И, разумеется, последствия нововведения придутся по вкусу и сотрудникам ГИБДД: уже в начале следующего года, опираясь на стремительно падающее число нарушений, они смогут доложить стране о досрочном выполнении Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения.

Разумеется, не на дороге.

На бумаге…