Вот только современные реалии жизни эту аксиому опровергают.
К чему мы завели этот разговор, спросите вы. Да просто с 1 июля вступает в силу очередная порция изменений в КоАП РФ, предусматривающая в том числе отмену презумпции невиновности в административном законодательстве. Также в России будет введена система автоматической фото- и видеофиксации правонарушений со звучным названием «Визит», по заверениям создателей, способная гораздо эффективнее живого патрульного выявлять правонарушения.
По сути своей эта система представляет собой полностью автоматические камеры, способные не только фиксировать скорость, но и фотографировать автомобиль-нарушитель, отдельно выделяя крупным планом регистрационный знак.
Причем, по словам заместителя начальника ДОБДД МВД РФ Владимира Кузина, все камеры будут связаны в единый центр, а также интегрированы с базами данных российской ГИБДД по стоящим на учете авто, лишенным «прав» водителям и находящимся в розыске. Беспристрастный «электронный постовой» будет фиксировать пока что только нарушения скоростного режима, а в ближайшем будущем его «око» нацелится и на любителей проскочить на «красный», выскочить на «встречку» или проехать железнодорожный переезд под закрытый шлагбаум. Итогом его бдительного контроля станет особый протокол. С лицевой стороны бумага не будет сильно отличаться от существующих ныне штрафных квитанций. А вот оборотная сторона этой «медали» весьма примечательна. Вверху страницы можно прочитать все технические данные камеры, зафиксировавшей нарушение, чуть ниже владелец сможет увидеть фотографию своего авто и крупным планом номерной знак.
Да, мы не оговорились, лицезреть такой протокол сможет лишь владелец машины, а вовсе не человек, сидевший за рулем. Новый протокол будет отправляться по почте тому, кто числится владельцем авто по базе ГИБДД. Далее действия «оштрафованного камерой» ничем не должны отличаться от действий водителя, получившего протокол из рук сотрудника ГИБДД. «Письма счастья» станут отправлять с уведомлением, и с того момента, как адресат распишется в получении, начинается отсчет положенных по закону 30 суток на оплату штрафа и 10 суток на обжалование решения.
Правда, владельцу авто недостаточно прийти в отдел ГИБДД и сказать, что за рулем был другой. Теперь прямая обязанность милиции — доказательство вины гражданина — возложена на самого автомобилиста. Именно он должен убедить гаишников, что за рулем был другой человек. Более того, владелец автомобиля обязан точно указать, кто именно распоряжался его «движимым имуществом», назвав имя и адрес правонарушителя. В противном случае платите штраф, других вариантов закон не предоставляет.
С одной стороны, подобная система контроля над водителями уже давно и весьма успешно функционирует в Европе.
Вот только ее запуск в нашей стране сразу же вызывает множество вопросов. Во-первых, с 1 июля начать фотофиксацию нарушений готовы лишь три региона нашей необъятной Родины — Москва, Московская область и Краснодарский край.
В остальных областях и весях просто нет этих самых технических средств фиксации, необходимых для работы системы.
Во-вторых, несмотря на желание перенять европейский опыт, российский продукт все же отличается от зарубежного. За границей не так распространен институт доверенностей на управление авто. Точнее, он там попросту отсутствует.
Правда, стоит признать, что у системы автоматической фиксации нарушений есть и свои плюсы. В КоАП прописаны рамки штрафных санкций — от максимума до минимума. Так вот, эта система всегда будет выписывать минимальное наказание, поскольку не может учитывать смягчающие или, напротив, отягчающие обстоятельства. Кстати, полковник Кузин также пообещал, что нововведение будет учитывать и общую скорость потока. Например, на Третьем кольце Москвы установлено ограничение скорости в 60 км/ч, но такой режим способен превратить всю трассу в одну сплошную «пробку». Так умная автоматика (по идее создателей) не будет штрафовать всех подряд, если поток без проблем будет идти на скорости в 80, здесь в разряд нарушителей попадут лишь превышающие «общую» скорость.
Кстати, кроме узаконенных «писем счастья» водителей ожидает и еще несколько нововведений. В первую очередь внимания заслуживает пресловутая «пьяная» статья КоАП, в очередной раз претерпевшая изменения. Во-первых, с 1 июля сотрудник ГИБДД, военной инспекции или инспекции по маломерным судам имеет право на месте провести медицинское освидетельствование. Но только с помощью специальных алкотестеров, оснащенных мини-принтером.
Эта «шайтан-машина» будет сразу же «выписывать» чек, где черным по белому укажет количество промилле (хорошо, что не место, где эти промилле были употреблены). Правда, разрешенное количество алкоголя в организме водителя стало больше — ему разрешено выдыхать 0,3 промилле вместо прежнего 0. По словам Владимира Кузина, такое решение позволит выявлять именно пьяных за рулем, освободив от ответственности пивших накануне или же в силу особенностей своего организма постоянно «производящих алкоголь» без внешних вливаний. Вот только если инспектор твердо уверен, что водитель пьян, а упрямый прибор скажет, что трезв, автовладельцу не позавидуешь. Чтобы доказать свою трезвость, придется терять несколько часов и ехать на освидетельствование в стационар, где «добрый доктор» может вполне согласиться не с прибором, а с постовым. Попросту говоря, гаишникам дали в руки алкотестеры и индульгенцию на признание пьяным по косвенным признакам любого шофера, если у него отмечается тремор рук, покраснение кожи и прочее.
По заверениям ДОБДД, вступление в силу этих поправок станет «одним из основополагающих факторов в решении задачи сокращения уровня аварийности». Хотя по прежнему опыту всяческих законодательных «улучшений» водителям они приносят только вред в виде новых штрафов, очередей и взяток. Но поживем — увидим.
&
В Японии пьяным не может быть не только водитель, но и пассажир. Недавнее ужесточение законодательства позволяет гаишникам Страны восходящего солнца карать и самого шофера, и его попутчиков, распивающих с ним спиртное до или во время движения. В апреле этого года были оштрафованы двое японцев, решивших пригубить саке в салоне авто на стоянке супермаркета. Тот факт, что машина стояла, смягчающим доказательство признан не был.
Не менее строгие порядки царят и в непьющем Иране, где нарушитель дорожного спокойствия может не только загреметь в тюрьму на срок от 1 до 3 месяцев и заплатить приличный штраф, но и подвергнуться… публичной порке.