Удивительный эксперимент ставится сейчас на просторах нашей Родины. Либерально-патриотический лозунг “Могу любое — выбираю отечественное” устарел. Теперь любовь к изделиям российского автопрома вбивается в головы покупателей дубинками ОМОНа и повышением пошлин. Хотя вряд ли подобная “патриотическая закваска” будет работать. Чтобы страна массово пересела на СЕГОДНЯШНЮЮ продукцию отечественного автопрома, необходимы бедствия покруче экономического кризиса.
А пока войны нет — может, лучше улучшать качество сборки и комплектацию…
Вы удивитесь, но… безусловно, пересядет. Более того, он бы сделал это и без драконовской помощи правительства в виде запретительных таможенных пошлин. Правда, произошло бы это не через год или два, но пяти—десяти лет вполне бы хватило, чтобы сделать всю страну “леворукой”.
Дело в том, что при той насыщенности столичного региона (и в чуть меньшей степени — прилегающих областей) иномарками крупнейшие игроки этого сегмента рынка уже давно (и самостоятельно) осваивают все более отдаленные территории страны. Однако дело это непростое хотя бы потому, что открытие одного только дилерского центра (включая шоу-рум, станцию технического обслуживания, какой-никакой склад и машин, и запчастей, обучение персонала наконец) обходится в м иллионы долларов. Но процесс, как говорится, шел. Даже на Дальнем Востоке уже есть официальные дилеры Mercedes, Audi и BMW. В самом Владике (неизвестно, правда, насколько успешно) работает дилер Renault, умудрившийся даже запустить в этом городе таксомоторный проект, в котором все тачки — Renault Logan. Был замечен в регионе и официальный дилер Toyota.
Другое дело, что любое проникновение крупного столичного бизнеса в экономику того или иного региона всегда происходит болезненно. А учитывая высокую криминализацию Дальнего Востока, и особенно той части его бизнеса, что касается автомобилей, массового движения сюда продавцов “правильных” машин замечено, естественно, не было. И даже при обнулении тарифов на железнодорожные перевозки произведенных в стране машин вряд ли, в связи со всем вышесказанным, в обозримом будущем случится.
К тому же по большому счету не в железнодорожных тарифах дело. Даже при существующих ныне расценках те же отечественные авто могли бы стоить на Дальнем Востоке столько же, сколько и в европейской части России, просто наши автогиганты получали бы чуть меньше прибыли. Но ведь получали бы! Достаточно вспомнить кризис 98-го года, когда те же “классические” “Жигули” продавались за $2500. И сколько стоят они сейчас? С ввозимыми из-за границы иномарками дело обстоит, разумеется, чуть сложнее — дилерская маржа тут не столь высока. Однако хорошо известно, что основную прибыль им приносит не продажа, а гарантийное, постгарантийное обслуживание и установка различного дополнительного оборудования.
Да и японские автостроители могли бы легко построить заводы по сборке своих заводов на близком для них Дальнем Востоке. Не хотят. Слишком запущена ситуация. Еще очень длительное время “праворукие” авто будут верой и правдой служить своим хозяевам, и запчастей для них вполне хватит. То есть даже о минимальных, хотя бы на уровне рентабельности, продажах говорить даже в среднесрочной перспективе не приходится. И особенно на волне мегапротестных настроений местных жителей.
Тут вряд ли поможет обещанное правительством субсидирование автокредитов на авто стоимостью до 350 000 рублей. Редчайшая иномарка укладывается в эти параметры (особенно учитывая прогнозы роста доллара до 35—40 “деревянных” за один “зеленый”). К тому же дальневосточники давным-давно привыкли к шикарнейшим комплектациям “праворулек”, которые ни один отечественный автопроизводитель (включая и иностранные бренды, строящие свои авто в РФ) предложить не может. В условиях кризиса нас вообще ожидает резкое снижение ассортимента.
И последнее. Пока ни один эксперт авторынка не берется сказать, насколько пополнеет казна от введения новых пошлин. Спад продаж благодаря кризису и без того очевиден. Завоз новых иномарок в страну и без того бы упал. Очень может быть, что весь 2009 год мы будем раскупать авто 2008-го модельного года с перезатоваренных дилерских складов. Учитывая, что около 1,5 млрд. рублей будет потеряно таможней на Дальнем Востоке, картина выглядит куда как печальной.
Алексей БАТУШЕНКО.
P.S. ВЛАДИВОСТОК. Журналистская организация Приморья “Восток” обратилась к краевому УВД с требованием провести расследование по факту избиения и задержания журналистов во время разгона митинга против введения пошлин на иномарки. По официальным данным, в воскресенье во Владивостоке было задержано 60 человек. По словам очевидцев, более двухсот. Во время разгона пострадали съемочные группы Первого канала, телеканала “Россия”, ТВЦ, НТВ, местной телекомпании ПТР, японской телекомпании NHK, фотокорреспонденты информагентств и местных газет. Журналистов выпустили из “кутузки” через час. Остальных задержанных — позже. Никто из репортеров не был оштрафован. Но перед ними никто и не извинился за испорченную аппаратуру и вывихнутые руки.
МОСКВА. Акция протеста тоже окончилась задержаниями. В воскресенье вечером около 50 автолюбителей договорились встретиться у главного входа на ВВЦ, чтобы обсудить дальнейшие действия.
— Милиционеры задержали 25 наших товарищей, так как подозревали в участии в несанкционированном пикете, — говорит руководитель московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — После того как выяснилось, что никакого пикета не было, их отпустили.
Автолюбители договорились и впредь продолжать борьбу за отмену пошлин на подержанные иномарки. Они собираются раздавать водителям желтые ленточки (символ акции) на перекрестках. А если до 10 января пошлины не отменят, автовладельцы выйдут на общероссийскую акцию протеста.
Пока те же США констатируют снижение розничной стоимости топлива до пятилетнего минимума, россияне могут отметить лишь незначительное переписывание ценников на бензин. Похоже, что ситуация изменится нескоро.
Как сообщают американские аналитические агентства, розничные цены на бензин в США опустились до 5-летнего минимума, снизившись за последние 2 недели в среднем на 9 центов. Средняя цена так называемого regular gas (аналог российского АИ-92) в минувшую пятницу составила 1,66 доллара за галлон, mid-grade gas (“схожесть” с АИ-95) — 1,8 доллара за галлон, premium gas (АИ-98) — 1,92 доллара за галлон. Получается, что в переводе на наши реалии цены получились — 12,2 рубля, 13,2 рубля и 14,1 рубля за литр соответственно. Ценники на российских АЗС страшно далеки от этих показателей. Даже с учетом происходящей девальвации рубля. По словам координатора исследования топливного рынка Трилби Лундберга, средние цены по итогам прошедших двух недель являются минимальными с февраля 2004 года, а максимум был достигнут в июле 2008 года, когда за галлон regular просили по 4,11 доллара.
ЭКСПЕРТ “МК”
Виктор Марков, аналитик топливного рынка:
— Происходит следующее. В нашем бензине очень много налогов. В общем-то как и в любом другом. Но в тех же Штатах мониторинг состояния рынка происходит в режиме онлайн. Вот поэтому-то и цена бензина моментально реагирует на снижение стоимости нефти. У нас же мониторинг проводился раз в два месяца. Сейчас принято решение “ускориться” и снимать данные раз в месяц. А может быть, и корректировать ситуацию с помощью онлайна. С нового года будет ослаблено и налоговое бремя. То есть со временем налоговая нагрузка станет ниже — и бензин в России тоже подешевеет.
Какими будут цены на праворульные авто на Дальнем Востоке в сравнении с отечественными машинами-конкурентами (в формате pdf)