Похоже, автобизнес в Приморье действительно накрыли жестяным тазом. Цифры говорят сами за себя. С 12 января, когда заработали новые таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок, введенные пока на 9 месяцев, объем ввозимых через Владивосток японских машин упал в 18 раз. Как сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Игорь Власенко, до повышения пошлин в сутки оформляли 930 автомобилей, сегодня — менее 50.
Скорее всего сейчас ввозят машины, которые купили, но не успели вовремя доставить в страну. А дальше будет еще меньше. На Владивостокской таможне подсчитали, что в ходе повышения пошлин в 2009 году бюджет недополучит до 1 млрд. долларов. В 2008 году таможня собрала 62 млрд. руб., и 45% от этой суммы составили пошлины на иномарки. В этом, по словам замначальника Владивостокской таможни, сборы сократятся минимум на 40%.
Мрачные прогнозы о массовой безработице среди теперь уже бывших автодилеров начинают сбываться. В компаниях, специализирующихся на импорте б/у иностранных автомобилей, с января началось беспрецедентное сокращение штатов. Число сотрудников сократилось на 50% и более.
— Крупнейшие компании уменьшили число ввозимых иномарок в сотни раз, — говорит председатель общественного движения “Общество защиты автомобилистов Приморского края”, депутат гордумы Владивостока Дмитрий Пенязь. — “Веросса”, к примеру, ввозила в 2008 году по 3000 автомобилей в месяц, в январе 2009 года ввезли по новым пошлинам... 25 машин. Сокращения идут не только у таможенных брокеров, но и в портах и смежных компаниях.
Вынуждены менять профессию и дилеры-одиночки. Причина проста — на авторынках Владивостока после Нового года практически нет покупателей.
— Продаж на рынке почти нет, — рассказывает автодилер Сергей Старостин. — Дело не только в пошлинах, но и в росте курса доллара. Люди не знают, что будет дальше и как им выжить. Поэтому деньги не тратят, а берегут на черный день. Сейчас продадим те машины, что ввезли по старым пошлинам, и надо другую работу искать. Только вот где? Несколько моих знакомых продавцов уже уехали из Приморья на запад России, так как здесь найти хорошую работу очень сложно.
Из всех регионов Дальнего Востока в Приморье с нового, 2009 года стало больше всего безработных. Жертвами кризиса, по официальным данным, здесь пали более 3,5 тысячи человек. С 1 сентября 2008 года число зарегистрированных в службах занятости безработных увеличилось на 19,1%. На 1 января общая численность безработных составила 31 900 человек. Однако цифра эта вряд ли соответствует реальному положению дел. Многие, например, те же автодилеры, не спешат вставать на учет в центры занятости. Не тот это контингент, чтобы довольствоваться мизерным социальным пособием. По оценкам, в атобизнесе Дальневосточного региона были заняты около 100 тысяч человек. После введения новых пошлин порядка 80 тысяч останутся без работы…
Масла в огонь добавляют обвинения автодилеров в том, что их финансируют западные спецслужбы. В частности, Владимир Пехтин, первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме, прямым текстом заявил, что “конфликт искусственно разжигается группой заинтересованных лиц, в том числе и западными спецслужбами”. А “единоросс” мэр Владивостока Игорь Пушкарев обвинил в финансировании акций протеста Фонд Сороса, представители которого назвали это “бредом”…
“Бредом” выглядит и намерение “единороссов” поддержать “инициативу строительства в Приморье автомобильного завода”. С этим предложением обратилось Приморское региональное отделение Ассоциации молодых предпринимателей России. Эта доселе никому не известная организация была создана в апреле 2007 года по инициативе “Единой России” как “кадровый резерв для органов исполнительной власти и бизнеса” и в реализации конкретных проектов ранее замечена не была.
Почин “молодых, да ранних” поддержали и даже направили обращение в Минэкономразвития РФ с просьбой оказать содействие в создании на территории Приморского края автосборочного производства. Хотя эксперты, мягко говоря, сомневаются в целесообразности подобного завода на территории края, где автомобили отечественного производства явно не будут пользоваться спросом местных потребителей. А везти потом машины на запад страны еще более идиотично.
По словам Владимира Беспалова, лидера Приморского отделения КПРФ, депутата Заксобрания Приморья, “Владивосток стремительно левеет”. Уже сегодня налицо политический союз местных коммунистов и ТИГРов — Товарищества инициативных граждан России, организованного автодилерами.
На всероссийскую акцию протеста 31 января “красные тигры” планируют выйти вместе. Вместе будут и защищаться от милиции, потому что разгонять заединщиков будут непременно — местные власти запретили проведение протестного мероприятия.
По словам Беспалова, впервые за всю историю проведения массовых акций во Владивостоке мэрия отказала инициаторам в праве собраться на митинг у памятника Борцам за власть Советов на центральной площади города. На том смешном основании, что площадь “является территорией, непосредственно прилегающей к месту непосредственного расположения здания администрации Приморского края”. Для проведения манифестации 31 января мэрия предложила район на самой окраине Владивостока, с чем представители “красных тигров” категорически не согласились. По словам краевого депутата Беспалова, акция протеста пройдет, как и было заявлено, по главной улице краевого центра и закончится на центральной площади города. Если, конечно, до этой площади кто-нибудь из митингующих сумеет дойти… В первой колонне пойдут депутаты от оппозиции Законодательного собрания Приморья и Думы Владивостока, которые собираются прикрывать колонну своей депутатской неприкосновенностью.
Впрочем, центр города закрыт не для всех: одновременно с заявлением коммунистов о намерении провести митинг в мэрию поступил пакет уведомлений от двух инициативных граждан Владивостока, гражданина и гражданки Плющиных. Супруги решили оптом, чтоб потом время не терять, уведомить мэрию о проведении пикетов разом в двенадцати центральных точках Владивостока в течение двух недель начиная с 26 января. Заявленная тема пикетов — “против экстремизма”, число участников до 200 человек на пикет (всего 2400 ежедневно). Как ни странно, политически активным супругам митинговать в центре города разрешили.
Кстати, как считают чуть ли не единодушно эксперты, отечественному автопрому введенные пошлины помогут в той же степени, в какой мертвому помогают припарки.