Рекордные снегопады последних дней, несмотря на множество мелких и крупных ДТП, заторы и пробки в шок Москву не повергли. А ведь случись такое еще год назад, столица бы встала полностью на несколько часов. Конечно, от пробок город еще не избавился, но их уменьшение заметно невооруженным глазом.
“МК” попытался разобраться в причинах этого явления.
Еще в октябре “МК” предсказывал, что из-за кризиса пробок на московских улицах станет меньше. И наши прогнозы полностью оправдываются. 20—30% — на столько, по данным столичных дорожников, уменьшилась длина московских пробок за последнюю пару месяцев.
В ГИБДД пока столь громких заявлений не делают, но подтверждают: скорость автомобильного потока в час пик выросла на 10 км/ч (осенью 2008-го она составляла 13—17 км/ч), а днем можно ездить почти без затруднений.
Свободнее стало даже на перепаханном строительной техникой Ленинградском проспекте. Гаишники, впрочем, скромно замечают, что их заслуги в том нет.
— Причину нужно искать в экономической и финансовой сфере, — сказал “МК” инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД Москвы Игорь Колосков. Что означает: всему виной — кризис.
На самом деле относительное затишье на дорогах — дурной признак. Эксперты “МК” выдвигают свои версии. Они считают: это значит, что в столице растет количество уволенных, сидящих дома либо экономящих на бензине; что у молодежи не хватает денег на поездки и развлечения; что менеджеры среднего звена завершают ужином в ресторане далеко не каждый рабочий день. И что даже некоторые владельцы компаний перестали каждый день ездить в офис — за ненадобностью.
Только по официальным оценкам столичной федерации профсоюзов, сейчас безработными являются около 300 тысяч москвичей (год назад было 56,5 тыс.). А это больше 5% трудоспособных горожан, которые теперь перемещаются по городу гораздо реже и, как правило, не в час пик. Как только эта цифра увеличится вдвое, общегородские заторы в Москве могут стать таким же редким явлением, как в последние годы — их отсутствие.
По свидетельству опрошенных “МК” представителей Московского транспортного союза, заметно сократился пассажиропоток на маршрутках между областью и столицей: кто-то из жителей Подмосковья потерял работу, кто-то теперь проводит досуг не в Москве, а в своем городе. Ведь не секрет, что столичные пробки начинают формироваться именно на въездах в город из-за транспортных перегрузок на пересечениях вылетных магистралей и МКАД.
Заметно меньше стало и грузовиков — многие стройки заморожены. Нет нужды ввозить новые товары: мебель, бытовая техника и одежда в магазинах продается куда медленнее, чем до кризиса.
Замерла торговля и в автосалонах. В крупном автоцентре, где побывал корреспондент “МК”, продавцов больше, чем посетителей. Цены на иномарки взлетели на 20—30%, а их продажи упали уже на 70%. В лучшем случае семья покупает новую машину, предварительно продав старую — чтобы не сгорели сбережения, копившиеся в “твердых” рублях.
— Перед Новым годом компактный внедорожник Volkswagen Tiguan стоил около 800 тысяч рублей, а нынче — 910 тыс. руб. Причем это не связано с увеличением таможенных пошлин, потому что сборка российская. Наверное, цена поднялась из-за роста курса евро, — рассказала покупательница Ирина.
— Я откладывал деньги на иномарку три года, даже в отпуск не ездил, — говорит сотрудник турфирмы Иван Черешко. — Специально не стал залезать в кредит, чтобы не платить банку проценты. Думал, сэкономлю. А сегодня пришел и понял, что моих накоплений хватит разве что на “Жигули”.
Не прельщают горожан даже льготы при покупке машин. Отечественные авто они покупать упорно отказываются.
Терпит фиаско и городская программа по стимулированию продаж экологичных малолитражек (напомним, что каждому покупателю малолитражки, зарегистрировавшему ее с 1 октября 2008-го, бесплатно вручают топливную карту на 24 тысячи рублей). С момента начала эксперимента в Москве продано всего 900 “малышек”, хотя прежде из салонов влет уходило по 500 мини-автомобилей в месяц.
В столичном Департаменте транспорта и связи, который курирует эту программу, рассуждают осторожно:
— Выводы делать пока рано — должен быть глубокий анализ. Продажи машин падают, поэтому нужно смотреть не на количество, а на долю мини-автомобилей в общей совокупности проданных машин. Итоги, согласно документу московского правительства, мы подведем в сентябре.
Кстати, как признались чиновники, к ним довольно часто обращаются водители, которые покупают машины, не являющиеся малолитражными, и тоже просят подарить им топливную карту. Жалуются, что денег на заправку им не хватает.
— Расходы на топливо не настолько велики, чтобы из-за них прекращать пользоваться машиной, — считает профессор МАДИ Евгений Лобанов. — Определенную роль в уменьшении количества машин на дорогах играет еще и погода. По улицам сложно проехать, то и дело происходят аварии, парковаться негде, поэтому москвичи и стали меньше выезжать.
Получается, что кризис сделал наших водителей дисциплинированнее и осторожнее.