Пока Владимир Путин находился в пути, журналисты общались с работниками автогиганта. Жизнь у них нынче безрадостная. “До кризиса получала тысяч по 10—12 — в зависимости от того, работала сверхурочно или нет. В этом месяце получила слезы: 4600 рублей аванс и 1700 рублей зарплату”, — вздыхает одна из работниц. Рабочая неделя на “АвтоВАЗе” сейчас составляет 4 дня. И не по 8 часов, как раньше, а по 6. Другая работница рассказала душераздирающую историю про двух коллег, взявших ипотеку. На почве переживаний о том, каким образом выплачивать кредит, у одного случился инфаркт. У второго — инсульт. “А у нас здесь почти вся молодежь в ипотеке”, — грустно резюмирует рассказчица.
Стоит ли говорить о том, что от работы “АвтоВАЗа” зависит буквально весь Тольятти: из 700 тысяч жителей 100 тысяч работают на заводе. У большинства из них, естественно, семьи.
Владимир Путин провел на заводе совещание по спасению автопрома, а перед этим побеседовал с группой рабочих. К приезду премьера в цехе по сборке “Лады-Калины” поставили 3 ряда стульев, а посредине еще один — крутящийся. Он предназначался для ВВП, который фактически должен был крутиться вокруг собственной оси — в сторону людей, задающих вопросы. Но пока Путина не было, исполнять его роль взялся сотрудник ГТРК “Самара”, проводивший репетицию встречи. Работники несколько раз вставали, имитируя приветствие Путина, и задавали вопросы. “Владимир Владимирович, будет ли обновлен модельный ряд “АвтоВАЗа”?” — спросила светловолосая женщина сотрудника ГТРК “Самара”. “Да-да”, — важно кивнул тот и крутанулся в кресле, чтобы выслушать следующий вопрос. “Владимир Владимирович, вы что, мне уже ответили?” — обиделась дама. Но “Владимир Владимирович” ее уже не замечал. В конце концов этот человек настолько вошел в роль премьера, что требовал задавать ему все новые и новые вопросы. Еле его угомонили…
Вошедший ВВП (на сей раз настоящий) без особых предисловий сообщил, что у него есть как хорошие, так и плохие новости. “С каких начать?” — поинтересовался он. Рабочие предпочли плохие. “Хорошо, — согласился глава кабмина. — Индексы мировой экономики нас пока не радуют. Мировая экономика в стагнации, кризис продолжается, и никто пока не может сказать, когда он достигнет дна”.
“Теперь новости хорошие”, — широко заулыбался премьер. Заключались эти новости в следующем: государство выделит “АвтоВАЗу” 700 миллионов рублей на поддержку рабочих мест и 300 миллионов — на развитие так называемых смежников, предприятий малого и среднего бизнеса, связанных с автогигантом. На этих предприятиях, сообщил Путин, трудится около 200 тысяч человек. Но главная новость заключалась в другом: “Сегодня мы примем решение о размере суммы (для “АвтоВАЗа”. — Н.Г.), чтобы “АвтоВАЗ” смог рассчитаться с поставщиками, — все еще улыбаясь, продолжил ВВП. — Обговаривается сумма свыше 20 миллиардов рублей”. Окончательная цифра должна была быть определена на совещании по спасению автопрома (на момент сдачи этого номера в печать оно еще продолжалось).
Между тем “АвтоВАЗ” уже несколько месяцев просит у государства конкретную сумму — 26 миллиардов рублей. Из них 14 миллиардов завод собирался потратить на выплату долгов поставщикам (при этом общая сумма долга автогиганта равняется 44 миллиардам рублей), а остальные деньги пустить в оборот. Но это не все, что хотело бы получить руководство компании. Недавно президент “АвтоВАЗа” Алешин заявил, что предприятию требуется 95 миллиардов рублей на реализацию инвестиционной программы по выпуску двух новых моделей авто. Касательно этой программы Путин вчера дал понять следующее: “АвтоВАЗу” придется привлечь нужную сумму самостоятельно. Ведь государство и так уже собирается оказать ему существенную поддержку, которая поможет наладить дела.
Закончив с хорошими и плохими новостями, премьер предложил задавать вопросы. “Владимир Владимирович, обновится ли модельный ряд “АвтоВАЗа”?” — это была та самая дама, которая пытала на сей счет псевдо-Путина. Реальный ВВП был далеко не так лаконичен, как его подражатель. Он повторил, что завод должен сам привлечь необходимые ресурсы на обновление модельного ряда, но перед этим должен разобраться с кредиторской задолженностью. Это, наверное, был не тот ответ, которого ждала женщина, и Путин приправил его ложкой меда. Попытался убедить присутствующих, что девальвация рубля пошла российскому автопрому на пользу. Дескать, иностранные машины за счет роста доллара и евро теперь стоят дороже, “а цена вашей продукции остается прежней”. Однако не совсем. На днях “АвтоВАЗ” поднял на 2,5% цены на машины, выпущенные в этом году. Но при этом снизил на 10% стоимость прошлогодних авто.
Вопросов и просьб к Путину было порядком. Его даже попросили посодействовать в выселении милицейских структур из общежития “АвтоВАЗа” — правоохранительные органы приспособили одно из зданий для своей работы. А между тем сотрудникам автогиганта негде жить: на одно койко-место в общежитии претендуют 520 человек. Путину не оставалось ничего другого, кроме как пообещать заняться этим вопросом. Спросили у гостя и о том, какую из машин автогиганта он бы купил. ВВП не колебался: “Ниву”. У меня она есть. Скоро оформлю”. А нам остается надеяться, что он ее не только скоро оформит, но и скоро начнет на ней ездить.
Самая животрепещущая дискуссия развернулась вокруг программы “Молодая семья”. Симпатичная девушка спросила у премьера, почему бы не увеличить возрастной порог супругов, на которых распространяется эта программа. Или хотя бы возрастной порог одного из них. Путин поинтересовался, на людей какого возраста распространяется программа “Молодая семья” в Самарской области. “Максимум 30 лет”, — сообщила девушка. “А мне ваш губернатор сказал, что 35. Сам не знает, что говорит”, — ВВП небрежно махнул рукой в сторону главы региона. И прокомментировал предложение дамы увеличить возрастной порог хотя бы одного из супругов. Прокомментировал, надо сказать, весьма своеобразно: “А какой же он молодой, если ему, например, за полтинник? — хмыкнул глава кабмина. — Мне вот тоже за полтинник, и я не чувствую себя…” Кем именно не чувствует себя Путин — молодым или старым, — узнать не удалось. Девушка беззастенчиво перебила ВВП: “Нет, ну давайте повысим порог до 35 лет! А то пока замуж выйдешь, пока туда-сюда, уже под программу не подпадаешь!” — с досадой воскликнула она. Теперь стало понятно, где зарыта собака. Путин между тем продолжал развивать дискуссию о “тех, кому за 50”: “А вот некоторые люди заключают брак в 70 лет. Если для человека это первый брак, то такая семья считается молодой или нет?” Рабочие молчали. “Ладно, это дискуссионный вопрос”, — поняв, что увлекся, решил поставить точку Путин. Но по глазам премьера было видно, что у него еще много дельных мыслей на сей счет.
По итогам совещания Путин сообщил, какую конкретно помощь государство окажет российскому автопрому. “АвтоВАЗ” получит 25 млрд. следующим путем: государство внесет эту сумму в качестве имущественного взноса в “Ростехнологии” (один из акционеров автогиганта), которые выдадут деньги “АвтоВАЗу” в качестве беспроцентной ссуды. Кроме того, государство реструктуризирует долги компании перед федеральным бюджетом: “АвтоВАЗ” должен будет заплатить их не с 2009 по 2015 год, а с 2011-го по 2017-й. В свою очередь ВТБ и Сбербанк выдадут “АвтоВАЗу” краткосрочный кредит в размере 8 млрд. руб.
Тольятти.