3035

ОСАГО: тюнинг по-министерски

Удивительный факт: кризис кризисом, а отечественные чиновники, судя по всему, решили, что все разговоры о бедах отечественного страхового рынка — не более чем сотрясение воздуха. Пожалуй, только этим можно объяснить очередную министерскую инициативу.
Поделиться

Удивительный факт: кризис кризисом, а отечественные чиновники, судя по всему, решили, что все разговоры о бедах отечественного страхового рынка — не более чем сотрясение воздуха. Пожалуй, только этим можно объяснить очередную министерскую инициативу.

На днях стало известно, что Министерство финансов РФ готовит поправки в закон об автогражданской ответственности. Ведомство разрабатывает новейшую единую систему страхования жизни и здоровья граждан, в том числе при авариях. Речь фактически идет о реформе системы ОСАГО. Сейчас по полису обязательного страхования можно получить выплату за ремонт машины, а в случае смерти владельца авто в ДТП наследники могут рассчитывать на компенсацию за погребение. Суммы выплат фиксированные и не зависят от тяжести травм и дороговизны лечения. При травмах пострадавший не получит больше 60 000 рублей, а в случае смерти человека выплата не может превысить 160 000.  

В планах же Министерства финансов — узаконить выплату компенсации за сам факт травмы. Подобная схема действует в программах добровольного страхования от несчастных случаев. Как правило, там каждому конкретному виду травмы соответствует четко оговоренный размер выплаты (правда, как правило, небольшой, если не сказать смехотворной). Еще одно планируемое нововведение касается максимального размера страховых выплат по полисам обязательного страхования. Тарифы, само собой, пока разрабатываются, но, по некоторым сведениям, выплаты родственникам погибших могут вырасти до 2 млн. рублей. Планируется, что будет расширен список имеющих право на выплаты по ОСАГО. Например, сейчас в случае смерти автовладельца выплаты могут получить лишь родственники, для которых погибший являлся кормильцем. После внесения поправок такое право может получить любой член семьи. По сути, предлагается введение аналога всеобщего обязательного КАСКО!  

Попробуем теперь представить, что эта благодать прорвалась сквозь заслон страхового лобби. Итак, согласно суровой милицейской статистике, ежегодно в ДТП гибнут примерно 35 000 россиян и более 200 000 получают различные травмы. Путем нехитрых математических вычислений можно выяснить, что ежегодные выплаты должны только по смертельным случаям составить около 70 млрд. рублей в год. Для справки: весь современный объем выплат по полисам КАСКО составляет лишь 40 млрд. При нынешнем уровне выплат по ОСАГО (примерно 10 млрд. рублей в год) их как минимум семикратный рост должен добавить страховым компаниям «оптимизма». Наверняка законодательное увеличение выплат будет поддержано не менее легитимным ростом стоимости полисов ОСАГО. Непонятно только — на сколько. По идее как минимум в 7–10 раз. Конечно, конкретные расценки станут результатом много­ходовых комбинаций в ходе лоббистских «танцев» страховщиков, чиновников и законодателей. Но если они договорятся (а они договорятся в конце концов, не сомневайтесь!), автовладельцам в любом случае придется несладко. То, что страхование по традиционному КАСКО станет уделом одних лишь олигархов, понятно. Но одна только мысль, что базовый тариф ОСАГО составит около 20 000 рублей (раз мы поднимаем примерно в 10 раз выплаты, значит, и страховые сборы должны аналогичным образом взлететь), должна греть душу любого работника страховой нивы. Почему мы так решили? Да потому, что чуть раньше в прессе появились сведения, что Минфин готовит поправки в законодательство об обязательном автостраховании в части размера тарифов. В той записке чиновники утверждали, что по ОСАГО страховые компании под разными предлогами выплачивают своим клиентам не более половины страховых премий. В общем, на месте простого русского владельца страховой компании каждый принял бы инициативы государственных мыслителей с восторгом! Пусть вырастут законодательно установленные выплаты — все равно рост доходов перекроет их в разы. Ибо практика свидетельствует: отечественному автовладельцу получить от страховой компании все причитающиеся выплаты в рамках ОСАГО — утопическая фантазия.
Алексей БАТУШЕНКО


КЛЮЧ СТРАХА

А вы никогда не задумывались, что делать в гипотетической, казалось бы, ситуации, а на самом деле очень даже жизненной: неожиданно выясняется, что пропали ключи от вашего автомобиля, застрахованного по КАСКО… Что делать? В этой ситуации крайне важно быстро принять меры, чтобы обезопасить себя от отказа со стороны страховой компании в выплате по  КАСКО. Ведь в правилах любой страховой компании записано, что при угоне авто­мобиля страхователь должен представить все комплекты ключей. Если ключ был потерян и после этого происходит угон автомобиля, то наверняка компания на совершенно законных основаниях откажет в выплате.  

Итак, обнаружив пропажу комплекта ключей, необходимо срочно поставить автомобиль в недоступное для потенциальных угонщиков место. А лучше всего постараться спрятать машину от злоумышленников, ведь пропавшие ключи могли быть украдены с целью угона автомобиля. Следующий шаг — как можно быстрее заявить о пропаже ключей в милицию. Документально зафиксированное обращение в компетентные органы даст автовладельцу дополнительные гарантии (если угон все же состоится, страховая компания выплатит страховку). Принципиальный момент: в заявлении пишите не «ключи были потеряны», а четко укажите — «украдены». Таким образом, у страховой компании не будет повода обвинить автовладельца в халатности. Стоит заметить, что в некоторых страховых компаниях заведенное уголовное дело по факту кражи ключей позволяет владельцу получить денежную компенсацию по их замене. Но таких организаций крайне мало, в большинстве страховых компаний замена ключей не покрывается полисом.  

После того как заявление в милицию написано, можно обращаться в страховую компанию и далее следовать инструкциям страховщика. В любом случае ключи надо поменять. Но сразу же бежать в сервис и менять личинки не стоит — для разных авто разные способы замены ключей. Достаточно выбрать самый «бюджетный» вариант и согласовать его со страховой компанией. Единственное, чего не стоит делать, — изготавливать простую болванку второго ключа без перепрограммирования системы. В этом случае, если угон все же произойдет, страховая компания может отказать в выплате на основании того, что не была снижена степень риска.
Генеральный директор компании «Риск Кредит Менеджмент», к.э.н. Дмитрий ЕРОХИН