5022

Спасет ли российский автопром обменно-карточная система

На очереди новая мера реанимации нашего автопрома. На этот раз “лечить” решили с помощью утилизации старых машин и чека за это на 50 тысяч рублей, но с условием — полученные деньги гражданин обязан потратить на нового “коня” российской сборки.
Поделиться

Изображение Спасет ли российский автопром обменно-карточная система
На очереди новая мера реанимации нашего автопрома. На этот раз “лечить” решили с помощью утилизации старых машин и чека за это на 50 тысяч рублей, но с условием — полученные деньги гражданин обязан потратить на нового “коня” российской сборки. О том, как это будет выглядеть на практике, узнал “МК”.  

Любой гражданин, который сдаст в утиль старую машину возрастом 10 и более лет, получит чек на 50 тыс. рублей и сможет вложить их в покупку нового автомобиля, объявил премьер Путин на съезде “ЕР” в Санкт-Петербурге. Минпромторг вместе с другими заинтересованными ведомствами уже вовсю работает над программой — пилотный проект обещают запустить в феврале 2010 года. Правда, пока лишь в нескольких регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Краснодарском крае.

Условия просты, как апельсин: сдать в утиль можно будет любой автомобиль старше десяти лет, принадлежащий последнему владельцу не менее одного года. Сделано это для того, чтобы под эту лавочку не начали скупать и перепродавать подержанные авто. Потратить полученные 50 тысяч рублей можно будет на приобретение нового российского авто — не важно, отечественного или сделанного в режиме промсборки иномарки. Модель, год выпуска, цена и класс нового “коня” будут зависеть только от фантазии и толщины кошелька будущего владельца.  

Сумма в 50 тысяч рублей с потолка не свалилась. “Это некая средняя цена от того, что по подобным программам платят в Европе”, — говорят представители Минпромторга. А вот в какие именно “утиль-конторы” или автосалоны можно будет сдавать машины, в министерстве пока пояснить не могут — все это еще решается. Одно уже ясно — сдавать по программе можно будет только машины на ходу и в полной комплектации.  

Призывать владельцев авто сроком от десяти лет сдавать авто в утиль было бы глупо. Согласитесь, для вазовской “классики” десятилетней выдержки цена в 50 тысяч рублей очень даже ничего, а вот для, допустим, “Мерседеса” того же срока сумма просто смешная. Владельцу пожилого “иностранного” коня, который уже начал “портить борозду”, выгоднее будет сдать его в автосалон через trade in (старый автомобиль в качестве части платежа за новый) или продать с рук. Но задача конкурировать с дилерами и предлагать всем поголовно расстаться со старым авто и не стоит. Главное, на чем хотят сыграть в этот раз, — старый автопарк, которого в России, по подсчетам ведомства Виктора Христенко, более 50%. Намереваются убить двух зайцев сразу — и металлолом с дорог убрать, и спрос на отечественные автомобили поддержать.  

Сегодня в госкармане на очередную “реаниматорскую” меру зарезервировано 10 млрд. рублей, которых хватит на 200 тысяч машин. Но цифры пока предварительные, говорят в Минпромторге. Точные суммы можно будет обсуждать только после принятия бюджета.  

Справедливости ради стоит заметить, что это решение наверняка окажется эффективнее льготных автокредитов, которые сейчас предлагает государство — получить за утиль 50 тысяч рублей заманчиво. С паршивой овцы хоть шерсти клок. А вот найдется ли остаток суммы у тех, кто до сих пор ремонтирует старую “копейку”, на новый автомобиль, даже за вычетом тех самых 50 тысяч, большой вопрос. Будет ли продлена программа льготного автокредитования и сможет ли она работать и для тех, кто сдаст авто в утиль, — пока неизвестно.

Нина КУЗЬМИНА.

А КАК У НИХ?

В августе Сенат США одобрил план, в обиходе получивший название “Деньги за авторухлядь”. Сенаторы большинством голосов одобрили выделение $2 млрд. на программу, давшую потребителям возможность обменивать неэкономичные автомобили и грузовики на более топливосберегающие машины. Автовладельцам за сдачу старого неэкономичного авто были предложены ваучеры до $4500 на приобретение новой, более топливосберегающей машины. Мера сработала — спрос заметно оживился. Схожую программу запустили и в Великобритании: владельцу машины, чей “возраст” больше 10 лет, в случае отказа от старой машины положено от правительства и салона, куда сдают автостарье, по 1 тыс. фунтов — исключительно на покупку нового автомобиля. На программу было выделено 300 млн. фунтов. Подобная схема будет работать до тех пор, пока в стране не будет продано 300 тыс. новых авто.  

В Германии “утилизационная премия” за смену старого авто на новое составляет 2,5 тыс. евро. Единовременные выплаты желающим купить новую машину стали выдавать тем, кто сдает свои старые автомобили, чей “возраст” составляет не менее 9 лет. Впрочем, примерно за месяц немцы подали более полумиллиона заявок и быстро исчерпали предназначенный на эти цели лимит в бюджете. Пришлось квоту повышать. Но даже среди законопослушных немцев нашлись желающие нагреть на этой программе руки: торговцы железным ломом начали перепродавать сданные в утиль (нередко в очень даже неплохом состоянии) машины за границу.

Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

АНЕКДОТ ДНЯ

Сын спрашивает у мамы:
— Мама, а что делает человек с автомобилем, который уже ни на что не годен?
— Продает его нашему папе!