Адвокат Алексей РЕУТ
МЕСТО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Недавно попал в аварию: выпал первый снег, а машина у меня была на летней резине. В общем, не вписался в поворот, автомобиль закрутило, и я сбил пешехода, который скончался до прибытия «неотложки». Прибывшие на место аварии гаишники оформили все так, будто я сбил человека на тротуаре, хотя на самом деле наезд произошел на проезжей части. Посоветуйте, как можно доказать факт фальсификации схемы сотрудниками ГАИ.
Иван ГАЛАКТИОНОВ
— Следователь или судья для уточнения обстоятельства, где именно произошло ДТП, вправе допросить сотрудников ГИБДД — как оформлявших материалы на месте происшествия, так и занимающихся организацией дорожного движения на данном участке. Кроме того, к уголовному делу могут быть приобщены необходимые документы, проведен повторный осмотр места происшествия. Если и это не прояснит ситуацию, то может быть назначена экспертиза, по результатам проведения которой будет дан ответ на поставленный вопрос. Поэтому если вы уверены в своей правоте, то обращайтесь с ходатайствами, в том числе и письменными, о проведении указанных выше действий.
Однако ваша вина в данном случае настолько очевидна, что подтверждение факта наезда на проезжей части может ничего и не дать. Дело в том, что при выполнении поворота вы не убедились в безопасности маневра и в том, что он не создаст помех другим участникам движения. Вы также выбрали скорость движения без учета дорожных условий. И всеми перечисленными действиями нарушили пункты 8.1 и 10.1 части 1 Правил дорожного движения. Если наезд случился не на проезжей части, то вас обвинят еще и в нарушении пункта 9.9 ПДД, запрещающего движение транспортных средств по тротуарам. В случае если все произошло на дороге, необходимо выяснить, что там делал пешеход: переходил, например, дорогу в разрешенном для этого месте (при этом он ничего не нарушал) или находился на дороге с нарушением требований Правил. Если пешеход нарушил Правила, то имеет место обоюдная вина участников аварии.
ПО ОБОЮДНОМУ РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ
Выезжал со двора на Рязанский проспект. Посмотрел налево — машин не было. А направо — не то чтобы забыл глянуть, просто мне и в голову не могло прийти, что кто-то будет сдавать задним ходом. Короче говоря, моя машина оказалась под «Газелью». Полуторка повреждений вообще не получила, а у меня «порван» капот и разбита фара. Вызывать ГАИ не стали, просто разъехались. А вот теперь я думаю: может, следовало вызвать инспекторов? Ведь водитель «Газели» ехал задним ходом, а значит, он и виноват…
Дмитрий ТРИШИН
— Пункт Правил 8.12 разрешает движение задним ходом при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех остальным участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Поскольку авария произошла, водитель полуторки это требование не выполнил, а значит, его вина в ДТП налицо.
Но и вы хороши. Ведь пункт 8.3 ПДД гласит, что при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней. Кроме того, выезжая со двора, вы еще и совершили маневр, то есть поворот направо, а Правила обязывают водителя перед началом маневра убедиться в его безопасности. Таким образом, и в ваших действиях есть «состав преступления».
Вице-президент Общества потребителей автотехники России Антон НЕДЗВЕЦКИЙ
КОНТОРА ПЛАТИТ!
На днях купил автомобиль. Дома заново посмотрел документы и обнаружил, что в договорах купли-продажи и о гарантийном обслуживании написана такая фраза, что, дескать, ни продавец, ни техсервис не несут ответственности за ущерб (в том числе косвенный), причиненный покупателю из-за технической неисправности товара, возникшей по вине изготовителя. Что может означать данный текст?
Михаил АБРАМОВ
— Смысл подобных фраз в договорах состоит в том, что если у вас сломается автомобиль, то эвакуатор и другие расходы, связанные с поломкой, вы будете оплачивать из своего кошелька, а предъявлять претензии продавцу или техцентру, где стоит на обслуживании машина, не вправе. Вы, не прочитав внимательно бумаги, поставили под обоими договорами свою подпись и, по сути, согласились с предложенными условиями.
Благо федеральное законодательство подобные пункты в договорах автопродавцов считает ничтожными. Дело в том, что статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает полное возмещение покупателю убытков, причиненных продажей товара ненадлежащего качества. То есть если вам пришлось вызывать эвакуатор, чтобы отвезти сломавшуюся машину в сервис, пользоваться во время ремонта общественным транспортом или услугами такси, то вы вправе требовать оплаты понесенных расходов. Правда, для этого вам необходимо будет предоставить документы, обосновывающие ваши материальные претензии (чеки, приходные ордеры и пр.).
ФАРЫ БРОСАЕТ В ПОТ
Купил новый Hummer H2 у официального дилера. Совсем недавно обнаружился дефект: стали запотевать изнутри фары головного света. Обратился в сервис, фары пролили герметиком, но через неделю ситуация повторилась. Заменили обе блок-фары, но и это проблему не решило. Скажите, могу ли я на основании этого вернуть автомобиль продавцу или обменять его на другую машину?
Антон ЮЛЬКИН
— Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет владельцу технически сложного товара вернуть продавцу покупку или потребовать обмена товара на аналогичный, если в течение гарантийного срока был обнаружен существенный недостаток в данном товаре. Но запотевающие фары не относятся к существенным недостаткам.
Начальник Управления качества обслуживания клиентов страхового общества «РЕСО-Гарантия» Артем МАЗУР
ГЛЯДИТЕ В ОБА!
Недавно попал в аварию. Вина в ДТП второго участника сомнений не вызывала. Однако страхового возмещения я в итоге так и не получил. Страховая компания мотивировала свой отказ тем, что в протоколе не были указаны пункты ПДД, которые нарушил мой оппонент. Насколько обоснованна подобная мотивировка?
Илья ВАФИН
— Совершенно обоснованна. В документах в обязательном порядке должны быть указаны пункты ПДД, которые нарушены водителями. А также статья КоАП, устанавливающая ответственность водителей. Случается, сотрудники ГАИ вообще забывают отразить информацию о нарушениях, что недопустимо. И если вы не хотите в следующий раз получить отказ в выплате, то должны внимательно читать протоколы и обращать внимание сотрудников автоинспекции на их упущения. Это в ваших интересах. Также обращу ваше внимание на то, что во всех составляемых бумагах серия и номер полиса второго участника аварии должны быть указаны полностью, а цифры не должны быть перепутаны местами. Недопустимы также сокращения в наименовании страховщика второго участника ДТП, поскольку это не позволяет определить, какой компанией в действительности выдан полис.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
Сотрудники ГАИ так «здорово» оформили справку об аварии, что ее дважды (!) пришлось в дальнейшем переделывать. На что нужно обращать внимание, чтобы потом не приходилось мотаться в ГАИ по нескольку раз?
Иван МАКЕЕВ
— При получении материалов в ГИБДД (справка №748) необходимо проверять справку и другие документы тут же, на месте, чтобы потом не пришлось возвращаться для ее дооформления. При этом в справке обязательно должно быть указано количество участников, количество пострадавших и погибших в ДТП (если таковые имеются). Должны быть указаны государственные и/или транзитные номера обоих автомобилей. Справка должна иметь угловой штамп и подписи сотрудников ГИБДД.
Кроме того, обратите внимание на то, что копия протокола и/или постановления (в том случае, если это не самокопирующийся бланк, выданный виновнику) должна быть заверена печатью «копия верна», печатью подразделения ГИБДД и подписью сотрудника. Если проводилось медицинское освидетельствование участников ДТП, его результат должен быть отражен в самой справке или в прилагаемой копии акта о таком освидетельствовании. В случае отказа от освидетельствования надо предоставлять акт об отстранении водителя от управления автомобилем и акт о направлении на медосвидетельствование. Запрос таких документов страховой компанией может значительно увеличить срок выплаты.