Почти у 98% автомашин, проданных в США в минувшем году, “пламенный мотор” работает на бензине, и только около 3% из них — гибридные. Тем не менее на подходящем к концу Детройтском автосалоне новейшие авто с двигателями внутреннего сгорания казались пришельцами из прошлого века.
Это одно из пяти главных мировых автошоу, ориентированное, однако, на авторынок США, который до последнего времени был самым емким, но уже уступившим абсолютное лидерство китайскому, прошло под лозунгом “электрификация автомобиля”. Во всяком случае, половина всей огромной выставочной площади салона была отдана под “Электрическое авеню” и заполнена до отказа моделями, использующими в той или иной комбинации аккумуляторную “электрическую тягу”.
Вольты пока не по карману
Парадокс ситуации в том, что, хотя General Motors на этой неделе начал промышленную сборку литий-ионных батарей для своего электромобиля Chevrolet Volt, маркетологи и эксперты утверждают, что высокая стоимость таких батарей не снизится так быстро и в той мере, как это прогнозируют автопроизводители. А значит, электромобили останутся слишком дорогими для массового покупателя еще лет десять.
На этом автошоу, где традиционно диктовали моду большие и прожорливые модели с явными излишествами в интерьере и гаджетах, в этом году царят гибриды и экологичные, экономичные малолитражные авто малого и среднего класса. Исчезли с подиумов брендов немыслимые концепты: реалии мирового автопрома, скукожившегося в тисках экономкризиса, явно пригасили зрелищность и масштаб презентаций. Не приехали на салон такие автогранды, как Nissan, Ferrari, Porsche, Mitsubishi, Rolls-Royce, Aston Martin; атмосферу праздника явно отравили и печальные новости о продаже Hummer и SAAB, о прекращении выпуска моделей Pontiac и Saturn.
Продавцы иллюзий
У американцев есть пословица: “продавать надо не стейк, а его шкворчание” (на сковородке). Так что же: электромобили, гибриды, малолитражки — “шкворчание” для американского покупателя, которого пытаются отвадить от национальной любви к большим и мощным дорожным дредноутам, обеспечивавшим им комфортный американский образ жизни на колесах? Не совсем так, если принять во внимание решение администрации президента Обамы снизить зависимость страны от импорта нефти и улучшить экологическую обстановку введением с 2016 года ограничения на “аппетит” двигательных установок — 35,5 мили на галлон бензина (60 км на 4,5 л) вместо нынешних 27,5, плюс жесткие нормы по выхлопу СО2 и других токсичных веществ.
“Зеленые технологии” — ключ к будущему автомобиля”, — заявил на салоне Томас Вебер, один из руководителей Mercedes-Benz, который намерен поставить клиентам в США первые двести электромобилей В-класса модели F-Cell. Выставочный ряд электромобилей в Детройте был действительно впечатляющим. Так, Audi представила концептуальное электрическое купе Audi E-tron Detroit Showcar — вторая версия спортивной электромодели, построенной на базе бензинового суперкара Audi R8.
Суммарная мощность электромоторов 201 л.с., до сотки модель разгоняется за 5,9 с. Компания Tesla, получив от правительства США $465 млн. на развитие, показала аэродинамически “зализанный” седан Model S — электромобиль с радиусом пробега в 160 миль, разгоняющийся до сотки за 5,6 с. Демонстрировал свой электромобиль е6 и китайский бренд BYD, обещающий начать американские продажи в конце нынешнего года.
Большие надежды GM возлагает на свой электромобиль Chevrolet Volt стоимостью в $40 000 (он появится на рынке через два года), оснащенный помимо литий-ионных батарей еще и небольшим бензиновым движком, благодаря которому увеличена длина пробега без подзарядки аккумуляторов до 160 миль. Вице-президент GM по развитию производства Томас Стефенс при этом подчеркивает, что только через три поколения электромобили, способные к большому пробегу без подзарядки, можно будет купить по разумной цене. “Но если мы хотим быть готовыми к этому в 2020 году, то должны начать продажи их первого поколения уже в 2010 году”.
Ford планирует начать выпуск в 2011 году электрической версии своей популярной бензиновой модели Focus, новое поколение которой было продемонстрировано в Детройте. При этом представитель бренда заявил, что пока не ясен возможный объем рынка электромобилей, и многое будет зависеть от того, смогут ли люди подзаряжать их дома, на работе или у торгового центра. Но Ford, смело подытожил исполнительный директор компании Уильям Форд-младший, будет готов удовлетворить на них спрос, будь то 10 или 90 процентов от объема рынка.
С точки зрения гибридов
Если бренды Старого Света налегают на разработку “чистых” электромобилей (хотя в Детройте гибрид Ford Fusion был объявлен “автомобилем-трендом года”), то японские конкуренты явно отдают предпочтение гибридам. Toyota, признанный лидер по этой части, заявила на салоне, что работает над линейкой гибридов серии Prius, и показала похожий концепт FT-CH. Президент Toyota U.S.A. Джемс Лентц поясняет, что с их точки зрения гибридные технологии станут основой автомобильной индустрии. В то же время бренд показал и версию городского электромобиля. При этом Toyota создала специальное подразделение из 50 инженеров для разработки более совершенных литий-ионных батарей, которыми намерена оснащать свои гибриды, способные подзаряжаться от бытовой электросети.
Что касается электромобилей, то глава этого направления бренда Коэй Сага завил в Детройте, что они скорее всего будут востребованы только как небольшие городские авто, так как для дальних и длительных поездок потребуют мощных и дорогих литий-ионных аккумуляторов, который станут наполовину дешевле только лет через десять. А на вопрос, видит ли он будущее в виде электромобиля, ответил так: “Лично мне представляется, что мы никогда не откажемся от ДВС”, — но видит определенные перспективы для авто с двигательными установками на водородно-кислородных топливных элементах с “нулевым” выхлопом в виде водяного пара и ДВС, работающих на водороде. Honda, конкурируя с Toyota, показала в Детройте гибридное купе CR-Z, которое показывает тренд бренда на создание очень экономичных гибридных моделей со спортивной внешностью.
И все-таки ДВС!
Заметим в заключение: так как ни гибриды, ни электромобили для россиян не актуальны в обозримом будущем вследствие их дороговизны и относительно низкой стоимости литра А-95, то Детройтский автосалон интересен нам лишь с познавательной точки зрения. А мы как ездим на не очень современных, не особо экономичных и не шибко экологичных “тачках” по плохим дорогам и на плохом бензине, так в обозримом будущем и продолжим. У нас, как пелось в песне советских времен, “пахнет грозой”, но не электрической. Автопровинция, однако.
Детройт—Москва.
КСТАТИ
Всеамериканское увлечение электромобилями многие эксперты считают не более чем громким пиаром той или иной марки. Ведь если озабоченные экологией и экономией янки немедленно и разом пересядут на электрокары, то, по некоторым оценкам, США придется в срочном порядке возвести не менее 500 АЭС, чтобы обеспечить эти транспортные средства питанием. А подобные траты не потянет даже такая супердержава.