Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с итогами года медлил до последнего. Но, выдержав тяжкую паузу в два Новых года и оба Рождества, он их все же обдумал, подвел и опубликовал.
Пессимисты ошиблись. Они предрекали падение рынка новых автомобилей в России в 2009 году на уровне 60–70%, а на самом деле мы всей страной мужественно упали «всего» на 49%, хотя в отдельные месяцы 60% у нас тоже случались. За 2009 год мы купили себе 1 465 917 новых автомобилей. АЕВ всем коллективом старательно горюет по поводу этой цифры и заклинает прогнозом на 2010 год в 1,5 миллиона, то есть мечтает и надеется, что хуже уже не будет. Хотя обычный уровень автопотребления в России вообще находится на отметке в миллион машин в год, то есть получается, что, несмотря на кризис, мы потребили все равно больше обычного. К тому же, согласно прогнозу Карлоса Гона, на избыточно красивые показатели последнего докризисного года мир вернется через семь лет, то есть и нам есть куда падать. А вот расти рынку пока не с чего.
Но если посмотреть правде в глаза, минувший год прошел шикарно: мир рушился, а мы покупали иномарки. Традиционные отечественные производители сидели с обиженными лицами с краю пировального стола и недоуменно надеялись на чудо и господдержку. В складчину они продали 450 090 машин, а остальной миллион — это иномарки. То есть наши мучители заполучили только треть рынка.
Первый в списке достижений — «Chevrolet». И хотя в его статистике прячутся сомнительные «Нивы», 104 398 автомобилей с крестом на капоте мы все-таки за год купили. На втором месте — большой друг постсоветского народа «Ford», его выбрали 82 083 человека. Третьим по праву стал «Hyundai»: 74 607 проданных нам машин. Четвертый — обрусевший «Renault»: 72 284 машины. А замыкает пятерку лучших KIA: 70 088 проданных за год автомобилей. И хотя у всех пятерых рейтинги украшены отрицательной динамикой и достигнуты в состоянии падения, все же мы покупали их десятками тысяч, что для кризиса даже не совсем прилично.
Общей тенденцией года было удержаться на рынке. Это смогли почти все. Потеряли мы лишь иранцев с их троянским конем Samand, покинувшим страну, и несколько невзрачных китайских марок с ругательствами вместо имен, вспомнить которые все равно не получится. Все остальные с нами и продолжат бороться.
Увлекательно, что в течение года у некоторых марок случалась ничем не оправданная положительная динамика, когда наши люди вдруг набрасывались на заморский товар с усиленным энтузиазмом. Но в результате молодцом стал лишь «Citroёn». У него вежливый рост 1% (12 388). А у только что умершего у себя на родине «Hummer», выпуск которого прекращен, цифра в России получилась и вовсе шикарная: +65%. Хотя проданные за весь год 1123 машины похожи не столько на бизнес, сколько на мелкий опт черкизоновского пошиба.
Остальные традиционные американские марки украсили нижние строчки рейтинга, показав самые невзрачные продажи. Грустней всего целый год провел «Dodge». Машины этой марки в стране купил 441 человек, падение составило 90%. Такая же печаль у «Jeep», который реализовал 416 автомобилей, добившись падения 86%. Ну а соратник по концерну имени себя «Chrysler» реализовал 346 машин, у него –76%. Получается, что весь обломок большой американской тройки продал в России 1203 машины.
Но и массовые бренды тоже сильно упали, намного перекрыв среднюю отметку –49%. С наибольшим грохотом упала «Honda»: –74% (23 222). Так же больно ударился «Opel»: –65% (34 277), и не менее сильно ушиблась «Toyota»: –64% (68 731). Замыкает группу всерьез падших «Mitsubishi»: –63% (41 354). Класс премиум — это отдельный сюжет в списке коммерческих потерь. Его позиции всегда отличаются от общей ситуации. Лучше всех год закончила BMW: всего 11% потерь и приемлемые цифры в абсолюте — 16 350 всегда дорогих автомобилей. «Audi» опустился на отметку –12% (15 009), а третий в зачете — концерн «Mercedes» с –28% (12 050). Отныне китайский «Volvo» находится внизу списка с отметкой –67% и 6894 проданных машины, что еще раз говорит о лишении права считаться премиумом.
Вице-председатель АЕВ Мартин Ян отмечает, что «легкое оживление рынка наступит скорее всего во второй половине года». Только вот не очень понятно: с какой это стати?
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
В пресс-релизе, сопровождающем список скорбных достижений, председатель АЕВ Дэвид Томас заявил, что «автомобильная промышленность — значимая составляющая российской производящей экономики, и все марки, представленные в данной отрасли, могли бы серьезно способствовать будущему развитию и становлению в стране успешной производственной площадки мирового уровня». Из чего вроде бы следует, что наши сборочные иномарки до мирового уровня не дотянули. Из-за кризиса или по другим обстоятельствам?