ГАИ, подстегнутая вялотекущей реформой МВД, в ходе которой дорожная полиция может вообще прекратить свое существование, обрушила на моторизованных граждан вал новаций ПДД. Некоторые из них вызывают откровенное недоумение. Другие — назрели давным-давно, но всячески игнорировались гаишниками. Третьи при всем желании не могут быть исполнены. Четвертые — откровенная профанация общественности и даже Кремля. Зато всегда свойственная ДОБДД МВД РФ показуха и видимость бурной деятельности — налицо.
Мы ослепли давно от такой белизны…
Вот, скажем, Госавтоинспекция взялась за борьбу с ксеноновыми лампами, приравняв их к спецсигналам. И уже сегодня любители “гаражного” тюнинга рискуют на год лишиться прав. При этом свой приговор “ксенонщикам” гаишники вынесли на основе заключения экспертов Научно-исследовательского экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования: “применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, газоразрядных источников света отныне будет квалифицироваться как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции транспортного средства”.
В переводе на язык Административного кодекса сие значит, что водителя, управляющего машиной с ксеноновыми лампочками, можно привлечь к ответственности по части 3 статьи 12.5 вышеупомянутого закона. Если забыли, эта статья подразумевает лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года с непременной конфискацией “орудия преступления” и снятием номеров.
Впрочем, правозащитники уверены, что генерал Кирьянов со товарищи не только перегнули палку (неужто использование лампочек такого типа опаснее выезда на встречную полосу, за которую можно максимум на полгода лишиться прав), но и вообще за уши притянули статью кодекса 12.5 к ксенону. Ведь данная норма права гласит: “Управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”. Какого цвета ксенон? Белого. Какой режим работы? Непрерывный. Так в чем же несоответствие?
И потом совершенно непонятно, как гаишники будут оценивать “кошерно” установлен ксенон или нет? Ну, в случае с продукцией ВАЗа все понятно — нет в их модельной линейке машин с заводским ксеноном. А вот как быть с новыми иномарками, ведь одна и та же модель может идти как с заводским ксеноном, так и без оного (то есть с галогенными лампами). А в регистрационных документах на машину про галоген или ксенон ни слова.
Совсем не понятно — как гаишники будут конфисковывать “орудия преступления”. Бейсбольной битой разбивать оптику, чтобы достать лампочки? Но в любом случае конфискацией света, особенно в темное время суток, гаишники обрекают водителей ехать в ночи на одних лишь габаритных огнях. Такая вот безопасность дорожного движения, по мысли ДОБДД.
И вообще, вопрос о запрете ксенона не встал, если бы сотрудники ГИБДД не торговали талонами техосмотра направо и налево, а проверяли все машины по закону и совести.
Напилася я пьяной…
Весьма любопытным выглядит и вопрос об отмене предельной нормы содержания алкоголя в крови водителя. Если сегодня он составляет 0,3 промилле, то с подачи ДОБДД, поддержанной самим президентом страны, станет равен нулю. И кто бы спорил — пить за рулем нельзя ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. И наказывать за это деяние нужно строго. Однако вот о чем не сообщил г-н Кирьянов президенту. Любой нарколог расскажет вам, что действительно пьяным человек становится при предельном содержании алкоголя в крови на уровне 0,5 промилле, и в большинстве европейских стран именно в случае превышения водителем этой нормы на него обрушивается карающий меч государства. Наши же жесткие 0,3 промилле всего лишь не позволяют гаишникам признать пьяным человека, у которого по тем или иным причинам несколько повышен естественный “алкогольный” фон или очень красные от долгого сидения за компьютером глаза. Теперь же любой косвенный признак опьянения, но вызванный, как мы уже сказали, иными причинами, гайцы будут трактовать исключительно в свою пользу.
Ночуем в машине
Очередным нонсенсом выглядит и совершенно на первый взгляд верное намерение ГАИ определить такое важное понятие, как объезд препятствия. “МК” долгие годы пишет о том, как вольно трактуют это толком не определенное правилами событие люди в форме. Но что мы слышим? Глава ведомства генерал Кирьянов в том числе предлагает запретить на четырехполосной дороге любой объезд препятствия, связанный с выездом на встречную полосу! То есть опять идет вразрез и с элементарной логикой, и даже с уже существующими нормами ПДД.
Вот картинка из засыпанной снегом Москвы. Правая сторона напрочь завалена снегом, а на левой произошло ДТП. И если следовать генеральской логике, многие сотни автовладельцев будут вынуждены ждать или таяния снегов, или приезда инспекторов. Но, как все мы знаем, и того, и другого можно ждать одинаково долго.
Даже нынешние жесткие правила в подобной ситуации не рассматривают подобное деяние правонарушением — ты либо объезжаешь возникшее препятствие по обочине, либо — при невозможности этого маневра — через встречку. Главный автоинспектор страны сам плохо знает ПДД?
“Красный” навсегда
Другое предложение генерал-полковника Кирьянова в самое короткое после его реализации время лишит прав десятки тысяч автовладельцев. Речь — о видеокамерах, фиксирующих проезд на запрещающий сигнал светофора. Идея неплоха ... Но зачем бежать впереди паровоза?
Дело в том, что разрабатываемый сейчас прибор будет фиксировать нарушение по стоп-линии. Загорелся “красный”, автомобилист послушно затормозил, но его бампер оказался на пять—десять сантиметров за ней. Извольте-с превратиться в пешехода. Кроме того, у нас до сих пор не унифицирована работа светофоров. Один моргает зеленым три раза, другой не моргает, но перед красным врубает желтый, а третий и вовсе с зеленого немедленно переходит на красный. Просчитать появление сигналов с точностью до сантиметра не сможет ни один водила. А как быть с нормой ПДД, предписывающей автовладельцу, которого красный свет застал на середине перекрестка, завершить маневр, а его коллегам по трафику пропустить бедолагу? А ведь в крупных мегаполисах, измученных пробками, подобные дорожные ситуации — на каждом шагу. Менять вполне разумные ПДД по генеральскому хотению?
А если по закону?
У начальника ДОБДД неожиданно возник и ряд других предложений по изменению ПДД. Он планирует наконец-то расшифровать такое понятие, как “ограниченная видимость”. Уточнить нормы, связанные с движением тихоходных транспортных средств, которые, как не раз писал “МК”, используются инспекторами для подстав. И даже принять все меры к тому, чтобы всячески препятствовать пьяной езде лиц, обладающих неприкосновенностью.
Но при этом широкая автомобильная общественность даже предположить не может, как в конечном итоге все эти новшества будут выглядеть. Чего, собственно говоря, можно легко избежать. Недавно с более чем актуальной инициативой выступил депутат Госдумы РФ Геннадий Гудков. Он предложил сделать Правила дорожного движения федеральным законом. И это тем более актуально, что об этом говорит и часть 3 статьи 55 Конституции (“ права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом”).
— Но, — комментирует предложение вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, — представители ГАИ воплощению этой идеи в жизнь всячески противодействуют. Почему? Любой закон принимается открыто и гласно. Причем предусмотрена очень длинная процедура: три чтения в Госдуме, утверждение в Совете Федерации, подпись президента. На каждом этапе туда могут вноситься изменения. Сейчас же изменения в ПДД подписывает чиновник в тишине кабинета.