Как ни странно, этот советский лозунг живет и торжествует на просторах нашей антитеррористической Родины. Но только касается он уже не людей, а исключительно наших «железных коней»...
В конце прошлого месяца агентство «Автостат» проанализировало возрастной состав российского легкового автопарка. В результате выяснилось, что лишь в трех российских регионах средний возраст легковушек практически совпадает с аналогичным среднеевропейским показателем. Речь идет о Татарстане со средним возрастом легковушки 9,1 года, Пермском крае (9,3) и Москве (9,8). Это тройка самых «юных» региональных автопарков страны.
Средний же возраст легковых автомобилей России составляет 12,9 года. Причем наибольшая концентрация «старичков» наблюдается на Дальнем Востоке (средний возраст — 17,7 года) и в Сибири (15,2). Калининградская область — тоже своего рода автомобильный дом престарелых: там средний возраст машин составляет аж 19 лет. Но наибольших геронтологических высот достиг Сахалин: средний возраст местного автохлама составляет 19,1 года! От показателей острова недалеко ушли Еврейская автономная область (18,9 года) и Камчатка (18,8), а также Магаданская (18,6) и Амурская (18,2) области. При этом почти во всех регионах Дальнего Востока более 40% парка приходится на машины в возрасте свыше 20 лет. И это при том, что во всем российском автопарке только половина машин старше 10 лет и лишь четверть — старше 20 лет.
Из регионов европейской части России самый старый парк оказался в Тверской области, где средний возраст легковой машины составляет 17,2 года. В Воронежской и Псковской областях средний возраст составляет почти 16 лет. Примерно такой же уровень (15–16 лет) фиксируется в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгее и Орловской области. Выяснилось, что в Санкт-Петербурге средний возраст автомобилей — 11,3 года. Любопытно, что в «возрастном» рейтинге культурную столицу России элегантно обошли Самарская область (10 лет), Удмуртия (10,2 года), а также Тюменская (10,3), Московская (10,4), Свердловская (10,8) и Вологодская (11 лет) области.
Старость старостью, а какие же модели наиболее популярны сейчас на отечественном вторичном авторынке? Этим вопросом задалось другое агентство — «SmartUs». Чтобы ответить на него, было исследовано около 6 миллионов интернет-объявлений о продаже машин. На высшей ступени оказалось постепенно покидающее даже вторичный рынок семейство тольяттинских «Самар» (ВАЗ 2108–99). Его доля — 4,56%. На втором месте — также снятое с производства «десятое» семейство (ВАЗ 2110–12). Ему принадлежит чуть меньше — 4,37%. Третье место плотно оккупировано вазовской «классикой» (ВАЗ 2104–07) — почти 3% рынка. Слегка уступают им модернизированные «Самары» (ВАЗ 2113–15) с долей 2,8%. «Вторичные» иномарки плетутся в хвосте четырехколесных сынов отечества. Самой распространенной моделью оказался Volkswagen Passat с результатом 2,42% рынка. В возрастной категории «до 5 лет» у этой немецкой марки отрыв от преследователей невелик, поэтому уже в следующем году ее наверняка обгонит «Ford» со своим Focus. В 2009 году на долю этой модели пришлось 2,12% всего рынка, однако в категории «0–3 года» она стала абсолютным лидером. В десятку популярнейших иномарок с пробегом также вошли Toyota Corolla (1,8%), Opel Astra (1,73%), Hyundai Accent (1,57%), а также 7–10-летние машины Mercedes-Benz E-класса (1,48%).
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Эта статистика иллюстрирует развитие рынка новых авто: те, кто продает Lada Samara и 110, обычно пересаживаются на более дорогие машины — «бюджетные» иномарки или современные Lada Kalina и Lada Priora. По рейтингу продаж новых машин понятно, что бывшие владельцы «десяток» выбирают Lada Priora (она давно занимает первую строчку). Около нее — Lada Kalina, которой на «вторичке» почти нет: значит, машина надежная, она устраивает клиента, он ее не меняет. Также становится ясно, что Lada Kalina выбирают прагматики, четко понимающие, что им нужно. Косвенное свидетельство — среди немногочисленных Lada Kalina на вторичном рынке нет универсалов, наиболее сбалансированных по качеству и цене семейных авто.