89395

«Волга» особого назначения

Как переделывали машины для спецслужб
Казалось бы, про автомобили советского производства уже все-все известно. Однако не будем торопиться подводить итоговую черту. Вы знаете, например, что такое «Волга» для спецслужб? А сколько современных Mercedes можно получить взамен простенькой вазовской «копейки»?
Изображение «Волга» особого назначения

Этот человек поставил перед собой непростую задачу — составить весь модельный ряд эксклюзивных легковушек ГАЗ, собиравшихся на заводе специально для КГБ.

— Нашим органам требовались машины сопровождения для охраны кортежей первых лиц, — поясняет Возовик. — Такие, чтобы, не отличаясь внешне от серийных машин, могли легко держать скорость правительственных лимузинов. В послевоенную пору выпуск подобных авто освоил Горьковский автозавод. Началось со специальной «Победы» М-20Г, снабженной шестицилиндровым двигателем от ЗИМа (увы, ни одной из них не сохранилось). С 1962 года заводчане стали собирать «чекистские машины» на базе «двадцать первой» «Волги». Существовала особая модификация этой легковушки — ГАЗ-23. На нее ставили V-образный движок от «Чайки» мощностью 195 л. с., коробку-автомат… Любопытно, что тормоза у «кагэбэшной легковушки» оставили такие же, как у обычной «Волги». Для более тяжелой и гораздо более скоростной «двадцать третьей» они, конечно же, слабоваты. Немудрено, что водители-ветераны вспоминали немало случаев, когда эти «ракеты на колесах» бились. ГАЗ-23 собирали не на конвейере, а отдельно — на стапеле; количество таких «машин особого назначения» было очень небольшим (всего изготовлено 603 экземпляра. — Ред.), а до наших дней сохранились считаные единицы.

Ко мне этот «эксклюзив» попал, можно сказать, случайно. Несколько лет назад один из молодых участников клуба «Ретро 'Волга» купил в Туле ГАЗ-21, собираясь отремонтировать легковушку для повседневного пользования. Но при более внимательном изучении «агрегата» наши клубные знатоки выяснили, что это не двадцать первая, а двадцать третья модель: заметны характерные особенности конфигурации моторного отсека, индивидуальные штампы пола (хотя двигатель и коробка передач стоят обычные, «волговские»).

Наконец соответствующее обозначение обнаружилось под слоем краски, которой была замазана заводская табличка под капотом. (По документам, полученным от прежнего владельца, эта «Волга» поставлена на учет в ГАИ в 1968 году, а год ее выпуска — 1962-й! Можно только догадываться о том, какие задания машина выполняла на протяжении шести лет, предшествующих ее «демобилизации»…) Понятно, что восемнадцатилетнему парню такой уникальный ретромобиль восстанавливать не по силам, поэтому мы «махнулись»: я ему купил приличную «двадцать первую», а взамен он уступил мне «двадцать третью». Сейчас эту очень редкую машину восстанавливают в одной из наших лучших автореставрационных мастерских.

Со временем «служба в спецорганах» от «Волги» ГАЗ-23 перешла к новой модели — ГАЗ-24—24 (такие машины на заводе начали собирать с 1973 года). Внешне это была обычная «двадцать четвертая», однако под капотом ее прятался все тот же могучий двигатель от «Чайки».
— Заполучить для коллекции «дважды двадцать четвертую» удалось тоже волей случая, — улыбается Возовик. — Когда искал с помощью знакомых любителей автостарины запчасти для реставрации ГАЗ-23, один из них подсказал: есть, мол, в Калуге у отставного полковника-чекиста машина такой же «специализации». Я поехал, познакомился с хозяином. Оказалось, он за руль этой самой «Волги» сел, еще будучи молодым лейтенантом, и потом долгие годы проработал на ней, сопровождая правительственные кортежи. Позднее, уже получив высокий чин, сумел сохранить для себя ставшую ему родной машину — выкупил ее после списания по остаточной стоимости. После этого спец-«двадцатьчетверка» несколько лет просто стояла у полковника в гараже. Во время нашего разговора я пообещал ветерану, что обеспечу столь необычному автомобилю достойное будущее, и в итоге он согласился свой раритет мне уступить. Теперь машина полностью приведена в порядок, она уже участвовала в выставке, посвященной юбилею Гаража особого назначения, а сейчас находится на экспозиционном хранении в одном из московских автомузеев.

Владимир планирует пополнить коллекцию и последней из выпускавшихся моделей «Волг» для КГБ — ГАЗ-31013. Кроме того, в его необычном собрании четырехколесных редкостей есть и другие уникумы. Например, точная копия личной «Волги» Юрия Гагарина (мы писали об этом авто в «МКмобиле» №8 за 2011 г.). А еще — ГАЗ-21 с правым рулем! Впрочем, это уже не московская, а британская история.

х х х

Пять лет назад Владимир «по житейским обстоятельствам» перебрался в Великобританию. Оказавшись в другой стране, коллекционер своего увлечения не бросил. Возовик быстро интегрировался в ряды любителей ретромобилей на Туманном Альбионе и обнаружил среди них немало поклонников советской колесной техники.

— В Великобритании есть много людей, которые интересуются историей Советского Союза, в том числе и нашими автомобилями. Я нашел, например, клуб владельцев «Лады», целых три объединения любителей езды на «Нивах»… Знаю англичанина, который привез себе с материка «тридцать первую» «Волгу», супружескую пару, использующую в качестве повседневной машины ВАЗ 99-й модели. Мой хороший знакомый Сэм Гловер, технический редактор крупного журнала по ретротехнике, всюду разъезжает на вазовской «пятерке» — праворульной, конечно, — купленной в свое время на электронных торгах чуть ли не за сто фунтов. Спрашиваю его: зачем, почему? А он в ответ: «О! Это же настоящая мистерия — волшебство!..»

Интерес к советской (и вообще восточноевропейской) теме возник в Великобритании лет десять назад. Популярностью стала пользоваться в том числе и четырехколесная «социалистическая экзотика» — Trabant, Skoda, Tatra… Ну и, конечно же, машины российского производства. Таких вошедших в моду колесных «ветеранов» даже привозят из-за границы. Но не из России, а из бывших стран социалистического содружества, из Прибалтики, Украины (благо тамошние границы теперь для англичан вполне прозрачны).

— Автомобилей из СССР в Великобритании всегда было мало, а уж до нынешнего времени сохранились единицы (ведь наши простенькие и дешевые «моторы» использовались британцами в качестве рабочих лошадок). Сейчас среди части состоятельных господ появился спрос на советские авто. И то сказать: здесь никого не удивишь стоящим в гараже Bentley, Mercedes, Jaguar, но вот если рядом с таким шикарным авто стоит, скажем, праворульный ВАЗ-2106 в отличном состоянии, это считается круто и вызывает всеобщий восторг. (Для пущей крутости советские ретромобили украшают изображениями пятиконечных звезд, эмблемами с надписью «КГБ»…) Кроме того, надо учитывать, что на Британские острова переехали жить многие тысячи бывших граждан Советского Союза, причем люди эти отнюдь не бедняки. Для кого-то из них «Москвич» или «Жигули», стоящие в новом английском владении, — ностальгическая память о юности, проведенной в СССР.

Так что за последние годы цены на русские машины здесь заметно подросли. Особенно котируются праворульные вазовские «трешки», «шестерки» и… «копейки». На всю многомиллионную страну сейчас сохранилось в рабочем состоянии лишь штук пятнадцать «Жигулей» первой модели. На любую из них легко найдутся покупатели, причем реально получить за такой простенький старый ВАЗ два, а то и три «мерса» во вполне приличном состоянии. А «шестерка» или «трешка» — если она выглядит как новенькая — вполне потянет тысяч на десять фунтов… Конечно, среди автомобильных «старичков» встречаются и наши «Москвичи», чаще других — универсалы М-427 (из специальных серий, которые собирали на АЗЛК для экспорта в страны с левосторонним движением).

Восстановление и профилактический ремонт образцов советской автостарины на Британских островах — дело весьма хлопотное: запчасти-то взять неоткуда.

— Ну, для «восьмых», «девятых» «Жигулей» кое-что в продаже здесь еще можно найти, а вот для более ранних моделей ничего нет. Поскольку мне приходится время от времени ездить в Россию по делам, то для всех знакомых англичан — любителей автостарины я превратился в эдакого поставщика: всякий раз лечу в Британию, нагруженный автомобильным «железом». Данный багаж вызывает немалые волнения среди российских таможенников. Они никак не могут взять в толк: зачем этот мужик тащит в Англию, скажем, карбюратор от старого «Москвича»?

По рассказам Владимира Возовика, помимо «Жигулей» и «Москвичей» на Туманном Альбионе можно увидеть и иные раритеты из советского прошлого.

— У британцев есть ЗИМ, три «Чайки», пара праворульных грузовых «уазиков» (причем один из них я видел в полицейской раскраске). Любители старой армейской техники, конечно, не могли пройти мимо наших знаменитых «козликов» ГАЗ-69 и УАЗ-469; кроме них на различных демонстрациях автостарины засветились три джипа ГАЗ-67 еще 1940-х годов. А еще я в журнале читал, что какой-то энтузиаст сумел легализовать в частном пользовании танк Т-34 и даже участвовал с ним в фестивалях «ретромоторов». Весьма популярны наши тяжелые мотоциклы «Урал». Я видел английское семейство, которое возит с собой по всяким подобным мероприятиям «Урал» с укрепленным на коляске муляжем пулемета (для мотоцикла специально приспособили прицеп). Эта трехколесная машина в отличном состоянии, только колеса ее «обуты» в новенькую «мишленовскую» резину!

А вот старых «Волг» в Соединенном Королевстве Возовику практически не встречалось.

— Насколько я знаю, в свое время ГАЗ собрал для отправки на экспорт всего сотню машин с правым рулем. Большинство из этой партии было продано в Индонезию; кроме того, «Волги» ушли в Швецию, на Кипр… В самой же Великобритании было продано лишь полтора десятка таких легковушек. Помимо зеркального расположения приборной панели и руля они отличались еще эксклюзивной велюровой обивкой салона, очень качественным транзисторным радиоприемником английского производства (такие же ставились тогда на роскошные Rolls-Royce). Еще одна изюминка — наличие штатных ремней безопасности (в Союзе в те годы водители о подобной опции и не помышляли). Комплекты специально присылали из Великобритании, а для установки их в кузове каждой экспортной «Волги» пришлось предусмотреть необходимые крепежные места.

Нужно отметить, что наибольшей популярностью у покупателей-англичан (чаще всего это были фермеры) пользовались не седаны ГАЗ-21, а универсалы ГАЗ-22 (один из них, принадлежавший киносъемочной группе, даже попал в кадры боевика о похождениях Джеймса Бонда). Сейчас, много лет спустя, я смог найти у британских коллекционеров лишь пару «двадцать вторых», да и то не на ходу. А «двадцать первая» обнаружилась вообще единственная. И теперь этот раритет хранится у меня.

Поиски редкостной машины заняли более двух лет. «Волга» 1966 года выпуска имела пробег всего несколько тысяч миль. С 1982 года она ни разу не заводилась и все это время простояла без движения в ангаре.

— Однако двигатель «схватил» практически сразу. Пришлось лишь предварительно залить в каждый цилиндр немного масла, чтобы отлипли поршневые кольца, да разобрать-собрать «застывший» бензонасос… Я планирую восстановить этот автомобиль до заводского состояния с помощью британских мастеров-автореставраторов. Уже удалось раздобыть в России практически все необходимые для такой работы «родные» запчасти и переправить их в Великобританию.


&

Для экспорта в Великобританию на Волжском автозаводе выпускали специальную экспортную модификацию ВАЗ-2106 — Lada 1600 ES. Ее отличало не только правое расположение руля, но еще и улучшенная отделка салона. Своим наружным видом тольяттинская «англичанка» тоже заметно выделялась среди прочих «шестерок»: у нее была модная по тем временам виниловая крыша, литые диски колес и хромированные обводы колесных арок.