10348

Удрать из Китая

Мировой автопром не рассчитывает на вечную дружбу с Поднебесной
Принято считать, что поголовно все иностранцы, в том числе и производители автомобилей, обожают сотрудничать с Китаем и счастливы сделать для Поднебесной что-нибудь полезное. На самом деле многие серьезные фирмы понимают, что ни о какой дружбе речь не идет.
Поделиться
Изображение Удрать из Китая

«Ford» – самый успешный американский бренд. Он единственный, не попросивший в кризис помощи правительства. Еще со времен основателя Генри Форда Первого, они привыкли раскладывать яйца по разным корзинам, на заре 20 века на опережение выплеснувшись на остальные континенты, удивив прытью оставшихся на американском материке конкурентов. «Ford» учинил филиалы в Англии и Германии, проник в Австралию, в Великую Депрессию умело построил завод Советскому Союзу, отлично сыграл в ленд-лиз, грамотно заработал на тракторах с грузовиками, попробовал себя в ядерной теме (Ford Nucleon 1958 года), тем самым замахнувшись на вечный двигатель и даже купил часть Бразилии, устроив посадки каучуковых деревьев, чтобы кроме машин, еще и шины выпускать. Выкручиваться и предвидеть у «Ford» получалось во все времена. А еще «Ford» умеет вовремя удрать.

Сейчас все, кто можно, освоили Китай. Построили по сборочному заводу, подарили китайцам техническую документацию, как смогли, научили их разбираться в автомобилестроении, получили прибыль, удержались на плаву и почти одновременно додумались до следующего этапа – создания местного бренда. Зачинщиком стал GM. Он специально для китайцев, чтоб не позорить собственно имя, высосал из пальца бренд «Baojun» (СП с SAIC). До этого момента все ограничивались лишь специальными моделями. Но никак не новыми фирмами.

Логично, что затею тут же поддержал «Ford». Он уже выбрал партнера, местную фабрику «Chang», которой и подарят очередной мешок технических секретов. В результате через три года на свет родится некая зверушка, половина прибыли от продажи которой пойдет в карман американцам, в отличие от 100% головной боли по продвижению, продажам и техническому обслуживанию, полностью доставшихся китайцам.

«Ford» крепился долго и ограничивался выпуском на местном заводе всемирных Tranzit, Mondeo и Focus. Учитывая, что иностранцы спасены от всемирного позора китайскими законами, запрещающими торговать иномарками за пределами страны, путь сборки местными руками наносит меньший ущерб, лишая части технологий, зато в производство попадают не новинки, а модели, хорошо известные миру. Ну, а местная машина, да еще под псевдонимом, позволит поделиться еще меньшим количеством технологических тайн, причем совсем без потери лица.

Сегодня китайцы - ученики и вежливые слушатели, а завтра - конкуренты и завоеватели. Выигрывая сегодня тактически и спасая кошелек, завтра есть шанс проиграть стратегически, потеряв вообще все. Поэтому ни в GM, ни в «Ford» не испытывают иллюзий и со временем готовятся вообще свернуть собственные флаги, оставив только совместные предприятия по выпуску чисто китайских автомобилей, уместных на внутреннем рынке и беспомощных на внешнем. Кто кого перехитрит – неизвестно. Либо китайцы вовремя поумнеют, либо иностранцы успеют подсунуть им пустышку по выпуску специальных китайских автомобилей. Рано или поздно из Китая придется удирать. «Ford» это всегда умел и уже готовится. GM тоже готов к эвакуации.