11794

Зачем FIAT выкупил «Chrysler»

Итальянцы заплатят $4,35 миллиарда за право владения более ликвидным концерном
В первый день 2014 года глава FIAT Серджио Маркионне договорился с «United Auto Workers VEBA Trust» о выкупе 41-процентной доли акций «Chrysler». Таким образом, итальянский концерн уже к 20 января станет единоличным владельцем компании.
Поделиться
Изображение Зачем FIAT выкупил «Chrysler»

В соответствующем заявлении, FIAT SpA говорится, что за саму долю итальянцы заплатят $3,65 миллиарда, кроме того, еще около $700 миллионов концерн в течение следующих четырех лет внесет в целевой фонд UAW, чтобы покрыть расходы на здравоохранение для пенсионеров профсоюза. Сам же FIAT при этом получит возможность завершить слияние с «Chrysler», к чему компании шли на протяжении последних четырех лет, а также уже в июне 2014-го (когда процесс будет завершен) стать седьмым по величине мировым автопроизводителем.

Стоит заметить, что эта сделка – крупнейшее слияние в автопроме после объединения VAG и «Porsche», даже несмотря на то, что те 4,35 миллиарда долларов, которые FIAT заплатит за «Chrysler» – лишь десятая часть той суммы, потраченной «Daimler» 15 лет назад. Как ожидается, она позволит Маркионне объединить финансовые потоки обоих производителей и добиться более качественной и эффективной технической интеграции между брендами.

Кроме того, полный контроль над «Chrysler» даст возможность FIAT не только приступить к полномасштабной реализации своей долгосрочной стратегии развития, но и бросить вызов таким игрокам, как GM и VW.

Иными словами, на бумаге все выглядит просто замечательно. В первую очередь от этого слияния выиграет «Chrysler», который уже отчаялся стать хотя бы вторым по величине американским производителем. Однако доступ к ресурсам итальянского партнера, в купе с разработкой более дешевых универсальных платформ позволит компании существенно снизить затраты на создание новых моделей.

Помимо этого, эта сделка поможет американцам избежать первого в своей истории публичного размещения акций, что с одной стороны, позволило бы привлечь дополнительный капитал, но с другой, чревато потенциальной потерей контроля над управлением. Отказ от IPO обойдется FIAT в $1,75 миллиардов.

FIAT же в свою очередь получит в распоряжение достаточно сильный производственный кластер. В настоящее время «Chrysler» владеет тремя площадками в Северной Америке (в Онтарио, Огайо и в Мичигане), притом все три не так давно получили «бронзовый» статус, свидетельствующий о том, что загруженность производства там превышает 60%. Учитывая тот факт, что у самого FIAT сегодня средний показатель загруженности европейских заводов не превышает 40%, итальянцы от этой сделки только выиграют.

Выиграют они еще и потому, что слияние позволит туринскому концерну поддерживать финансовые показатели на фоне потерь на европейском рынке. Без «Chrysler» FIAT закончил бы 2012 год с убытком в 1 миллиард евро, по факту же чистая прибыль группы с учетом миноритариев составила без малого 2 миллиарда долларов. Положительный отчет в том году обеспечили как раз американцы. Очевидно, что история повторится и в 2013 году, но официальные его итоги будут объявлены ближе к концу первого квартала. Те же деньги, что будут потрачены на слияние, попадут в отчет за 2014 год. Очевидно, что принципиальная договоренность по поводу выкупа доли UAW в «Chrysler» была достигнута еще в 2013-м (хотя по некоторым данным еще 19 декабря стороны были в тупике), однако Маркионне предпочел заключить сделку уже в новом, 2014-м году, чтобы не портить отчетность группы.

И все же, браком по расчету это слияние не назвать. Дело в том, что кинувшись спасать тонущий «Chrysler», FIAT в 2009 помог ему не столько деньгами (в то время американский производитель терял по 100 миллионов долларов в день), сколько грамотным менеджментом, что позволило оптимизировать процессы и свести к минимуму те потери, которые образовались вследствие кризиса.

Насколько хорош Маркионне, как стратег, покажет время, однако, как антикризисный управляющий имя он себе уже заработал. Когда он встал у руля FIAT (в 2004 году), итальянская компания была на грани банкротства. С 2001 по 2003 годы она потеряла более 6 миллиардов евро ($ 8,2 миллиардов), однако уже в 2005-м менеджер смог добиться прибыли, правда, для этого ему пришлось выторговать у GM «выходное пособие» в размере 2 миллиардов долларов и вывести FIAT из неудавшегося альянса.