9881

Новые «права» не для всех

Новые категории в «правах» получать будет некому, благодаря странной нерасторопности ряда министерств
В Москве прошел круглый стол под названием «Обучение водителей вне правового поля?», организованный Федерацией объединений автошкол России. В качестве участников на него были приглашены представители Министерства транспорта, Генпрокуратуры, Министерства образования, ГУОБДД МВД России, Рособрнадзора, а также Минэкномразвития. Пришли не все...
Изображение Новые «права» не для всех

Основную массу участников мероприятия, разумеется, составили представители практически всех автошкол России, работающих в рамках российского законодательства. Ведь само их существование сейчас находится по угрозой. В чем суть проблемы, вызвавшей мощное бурление в профессиональном сообществе и серьезную суету в кабинетах заинтересованных ведомств?

А вот в чем: осенью прошлого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ, которым, в частности, были введены новые категории и подкатегории транспортных средств. Например, новая водительская категория М (скутеры и т.д.) и ряд подкатегорий: A1 (мотоциклы малой мощности), B1 (трициклы и квадроциклы), C1 (автомобили массой больше 3,5 т), D1 (пассажирские перевозки), C1E, D1E (транспортные средства категорий С1 и D1 с прицепами, масса которых превышает 750 кг). Появилась также возможность получать «права» для езды исключительно на машинах с АКП.

Но чтобы сдавать экзамены в ГИБДД согласно новым требованиям, нужно где-то учиться по соответствующим новым программам. И 30 декабря прошлого года Минобразования закончило писать новые примерные программы обучения водителей, оформив это в виде своего приказа №1408. Как того требует процедура принятия подобных документов, сей приказ немедленно отправился в Минюст. И провел там целых 49 дней – до 24 февраля. При том, что «в штатном режиме» срок юридической экспертизы подобных приказов составляет 15 дней. В особо сложных случаях, при каких-то форс-мажорных обстоятельствах, закон позволяет увеличить срок до максимально возможных 45 дней, и ни секундой более.

Характерно, что Минюст не нашел никаких серьезных «косяков» в плоде совместных трудов Минобразования, Минтранса, ГИБДД и Минздрава. Разве что – нарушение процедуры: не было «оценки регулирующего воздействия» на экономику. Это за 49 дней вместо 15! И в начале марта Минэкономразвития, как и положено, запустило эту самую «оценку воздействия». Продлиться она может еще много недель. А срок, отпущенный на изготовление новых программ обучения водителей, истекает до конца текущего месяца. И теоретически, всю эту бюрократическую историю с разработкой новых программ обучения водителей требуется начинать заново. А ведь уже с первого апреля ГИБДД начнет выдавать водительские удостоверения нового образца, где уже впечатаны категории М, А1, В1, С1 и прочие!

Но учить водителей на них ни одна автошкола не может – нет программ. Более того! Если строго следовать букве закона, то экзаменационные подразделения ГИБДД с 1 апреля должны вообще прекратить принимать экзамены у всех кандидатов в водители: они же обучались по старым программам, которые не полностью соответствуют изменившемуся закону «О безопасности дорожного движения»! Понятно, что закрывать на замок двери МРЭО никто не будет. В полиции работают нормальные люди, прекрасно понимающие, что и начинающих водителей, и автошколы в нынешнюю «щекотливую позицию» поставил внезапно разыгравшийся приступ бюрократической волокиты у сотрудников Минюста.

Это, в свою очередь, спровоцировало задержку со стороны Минэкономразвития, оказавшегося, фактически, крайним в этой ситуации. В этой связи характерно, что на круглом столе отсутствовали представители как Министерства юстиции, так и Минэкономразвития. К великому разочарованию представителей автошкол, которые горели желанием объяснить чиновникам катастрофические последствия задержек в принятии новых программ обучения водителей.

В заключение скажем, что присутствовавшая на круглом столе в качестве представителя Генпрокуратуры России Анастасия Ефремова сообщила, что ее ведомство уже исследует сложившуюся в сфере профобучения водителей ситуацию. По окончании обязательно будет дана правовая оценка действий (или бездействий) всех организаций и ведомств, участвующих в этом процессе.
А пока суть да дело, так называемые серые и портфельные автошколы продолжают свою работу по «выпуску на линию» водителей-недоучек. И дай бог, чтобы вмешательство Генпрокуратуры положило конец и этому «бизнесу», и бюрократической волоките.