121599

«Соболь 4х4»: олдскульный внедорожник в автобусной «шкуре»

Так сложилось, что правильные серийные внедорожники живут сейчас лишь в области, именуемой жаргонным словом «коммтранс». Именно к этому типу машин относится ГАЗ «Соболь» 4х4.
Изображение «Соболь 4х4»: олдскульный внедорожник в автобусной «шкуре»

Настоящих внедорожников сейчас днем с огнем не сыщешь. Куда ни глянь сплошные электронно-управляемые муфты да независимые подвески. Даже легендарный в прошлом УАЗ превратился в «Ю-Эй-Зи» — весь из себя «типазарубежный» UAZ. С соответствующими последствиями для внедорожных способностей. Совсем уж кондовый Hunter даже обсуждать не хочется. Единственное его достоинство проходимость. Комфорт и эргономка этого «Ю-Эй-Зи» устроят лишь афганского талиба, да и то, лишь когда под рукой нет пикапа Toyota Hulix лет 15—20 от роду… UAZ Patriot — уже лучше. Хорошая, для своего времени конечно, попытка скрестить БТР с «Жигулями». Даже кондиционер и электростеклоподъемники есть! И набор конструктивных «болячек», позволяющий владельцам интернет-общалок обладателей UAZ не беспокоиться о бизнес-перспективах на будущее.

Что же остается жаждущему чего-то по-настоящему внедорожного, но не по цене Land Rover Defender (намедни снят с производства) или Mercedes Gelandewagen? И не «мутанта» из Ульяновска? Отвечаем: ГАЗ «Соболь 4х4» подойдет вполне. Не ожидали, да? Но это факт.

Здоровенная, по легковым меркам, машина с настоящим полным приводом: жестко подключаемым «передком», блокировкой дифференциала заднего моста и понижающей передачей в трансмиссии. И с дизелем. 2,8-литровый Cammins под капотом выдает скромные 120 л. с. Но этого для нашего проходимца (без кавычек!) вполне достаточно.

Так получилось, что тестировать этот внедорожный агрегат нам выпало зимой, в самые морозы. Для техники это не особо важно. А в плане комфорта и эргономики водителя и пассажиров — очень даже существенно.

Как только получили «Соболь 4х4» в дилерском центре, немедленно началась спонтанная городская часть теста в стиле «hardcore» по предновогодним московским пробкам при температуре в районе −15 по Цельсию. Сразу выяснилось, что МКП газовской машины на человека, избалованного четкостью немецких легковых трансмиссий, произведет не радостное впечатление.

Пятиступенчатая «мешалка» не балует оружейной четкостью, но по меркам коммерческого транспорта — вполне себе. Немного практики и все в порядке.

Приятно, что, в отличие от «сверхсовременных Ю-Эй-Зи», тут можно нормально устроиться за рулем. Не только кресло перемещается вперед-назад, но и руль способен подниматься-опускаться. Устроились — поехали. В пробку. В ней вскорости выяснилось, что зимой дизель, помноженный на объем салона почти как у стандартной «маршрутки», в многочасовом заторе — не самое приятное дело. Да, тянет с самых низких оборотов. Но и почти совсем не греет при этом! За три часа «толкотни» по московским пробкам при 15-градусном морозе мотор так и не смог прогреться выше 60 градусов. По этой причине снимать шапку в салоне не хотелось категорически. И только выбравшись из пробки и разогнавшись до допустимых 60+20 км/ч, удалось ощутить приток тепла из «печки»: дизелек разогрелся до почти 80 градусов, а заднее и боковые стекла начали избавляться от водяного конденсата. До этой поры салонное зеркало заднего вида выполняло исключительно декоративные функции.

Пробочные страдания выявили еще одну не особо приятную для водителя «Соболя» вещь. Люди, сидящие в окружающих тебя легковушках, априори относятся к тебе как к тупому и наглому «таджику на 'Газели». То есть не пропускают, «зажимают» и «подрезают» при каждом удобном и неудобном случае. И тебе, чтобы хоть как-то маневрировать в потоке, приходится вести себя по-хамски (по-гастарбайтерски): «подрезать», «выдавливать из ряда» и т. п. Ну что поделать, если наш «Соболь» так похож на «Газель»?! Даром, что из-за своей полноприводности его кузов задран на 205 мм от картера дифференциала заднего моста до асфальта.
В остальном особых проблем машина в городском потоке не доставляет. Судите сами: длинна не особо отличается от какого-нибудь седана представительского класса — чуть более 4,8 метров. Практически грузовая ширина машины, почти 2,4 метра (с боковыми зеркалами), тоже не особо напрягает — cпасибо широким стандартам наших полос.

Зато очень радует высота посадки. Крыша Hammer нам по плечо! С точки зрения созерцания дорожной ситуации — лучше может быть только у водителя фуры. Но у него «мертвых зон» куда больше. А «Соболю 4х4» даже парктроник особо не нужен. Над заборчиками газонов его задний бампер проходит в большинстве случаев. А массивные препятствия прекрасно видны в заднее окно. Паркуясь задом, достаточно тормозить, когда стена дома (к примеру) окажется в 15—20 сантиметрах от стекла и все будет в порядке. Для эстов можно предложить установку камеры заднего вида, но толку-то. Все равно ее «зрачок» будет постоянно заплеван грязью и пылью: завихрения набегающего потока в районе кормы любой машины с также «обрубленным» задом иного исхода не предусматривают.

Преодолев пробки на полноприводном «Соболе», мы убедились, что покупать его исключительно для городской езды его смысла особого нет. Чтобы понять эту машину нужно вырваться на трассу, а потом съехать с нее на какое-нибудь из российских «направлений». Причем, для чистоты эксперимента, лучше всего делать это с пассажирами на борту: ведь нам достался «Соболь 4х4» с шестью пассажирскими сиденьями.

Трое из них сидят лицом по ходу движения, практически над задней осью, а двое — лицом назад, спина к спине с водителем. Этакая «семейная маршрутка».

Загрузив несколько озадаченное предстоящим действом семейство, двигаю в сторону одной из подмосковных трасс. И на первом же «лежачем полицейском» начинается первый акт драмы под общим названием «выпустите меня отсюда». Старший ребенок, выбирая для персональной оккупации третий ряд сидений, пропустил мимо ушей бубнеж «предка» про «рессорную подвеску и легкий зад» машины. На искусственной колдобине «Соболь 4х4» радостно продемонстрировал юному организму, что к бормотанию старших иногда стоит прислушиваться: рессоры подкидывают незагруженную машину изрядно. А рядом с водителем, над придавленной двигателем передней осью, этот эффект почти не заметен. Вывод: хотите от проходимца плавности хода — грузите его максимально. 500 кг. цементной смеси (к примеру) в корму — то, что нужно. Хотя, исполнить это пожелание как следует вряд ли удастся: между спинками третьего ряда сидений и задней дверью места совсем не много. Полезный объем тут «высок но узок». Хотя запаска укладывается.

Второй, помимо тряски, претензией привыкшего к легковушкам семейства стал шум в салоне. По поводу шумоизоляции изготовители дизельного «Соболь 4х4», судя по всему, не заморачивались вообще. Дизель живет практически в салоне. Уже после 1500 оборотов разговаривать можно лишь надрывая голосовые связки. А при езде по трассе на скоростях выше 90 км/ч к тарахтению спереди на равных присоединяются рокочущие подвывания снизу: шестерни «раздатки» заявляют о своем существовании в полный голос. Полноприводность по-газовски напоминает о себе именно так. Вообще, комфортная для водителя «трассовая» скорость «Соболя 4х4» лежит в диапазоне 80—90 км/ч. Если ехать быстрее слишком уж громко и утомительно: зависимая передняя подвеска заставляет постоянно подруливать.

А зимняя погода, помимо трудного прогрева салона, выявила еще кое-какие нюансы эксплуатации. При 20 градусах ниже нуля дизельный мотор завелся как часы. Но только при выжатом сцеплении — привет из «жигулевско-москвичевской» юности драйвера. Потихоньку отпускать сцепление пришлось на протяжении примерно пяти минут: чтобы загустевшее в КП масло не остановило коленвал мотора. А потом наступила очередь следующей процедуры — отшкрябывания ото льда необъятного по легковым меркам лобового стекла. На его оттаивание после прогрева салона на холостом ходу надежд не было никаких в силу вышеизложенных причин. «Жигулевский» опыт пригодился еще раз, когда форсунки омывателя «лобовухи» отказались выполнять свои функции. Прочистка их от льда зубочисткой и отогревание голой рукой помогли лишь слегка. При том, что остатки «омывайки» в канистре, ночевавшей в салоне, плескались как под летним солнцем и не думали замерзать. Только после 10-километровой поездки, когда мотор прогрелся до 80 градусов, на стекло стало что-то выплевываться. Да и то, в основном во время стоянки. На ходу форсунки омывателя все равно замораживались набегающим потоком воздуха.

То есть трасса на «Соболе 4х4» означает следующее: 80 км/ч крейсерской скорости, громкая «музыка», чтобы перекричать мотор, и отсутствие общения с попутчиками, дабы не охрипнуть от постоянных повторений вопроса: «Что ты сказал?!»

Но как только ты попадаешь туда, где нет асфальт, ты — король! Признаюсь, пока «Соболь 4х4» был у меня враспоряжении я открыл для себя целый список живописнейших местечек Подмосковья, куда на обычной машине я бы сунуться даже не пытался. Ни при каких погодных условиях. Разве что на квадроцикле. Условия для «Соболь-рейда» были просто фантастические.

Посудите сами: вся глина-трясина нейтрализована 20-градусными морозами, снег — пух, который можно двигать бампером! Красота! Было бы можно проехать между поваленными елями иных преград нет! Вот тут то и раскрылись истинные таланты «Соболь 4х4»: он проедет буквально везде, пока позволяет геометрическая проходимость. Сознательно пытался «вывыесить» его, задрать колесо-другое в воздух. Вывесил. Задрал. Потом просто тронулся и поехал дальше. Все таки, жестко подключаемый «передок», блокировка заднего межколесного и высокий клиренс — это сила! Да еще дизель и «понижайка»!

Как на духу: плевать, что прохладно в этой off-road-«маршрутке» в 20 градусов мороза! Плевать, что в городе ее не уважают окружающие! Плевать. Этот агрегат главный претендент на титул «последнего из могикан» истинно внедорожного племени. Серийный! И по цене менее миллиона — 926 000 рублей в январе 2015! Последнее обстоятельство по нынешним временам становится одним из определяющих, к сожалению.