5473

Как неправильно подобранное масло может разрушить мотор автомобиля

Критические аспекты эксплуатации современных наддувных двигателей

С начала массового внедрения в современные транспортные средства компактных турбированных двигателей нового поколения их владельцы стали периодически сталкиваться с весьма неприятным явлением под названием LSPI, разрушающим детали силового агрегата. Почему причиной подобной напасти часто является неправильно подобранное моторное масло, разобрался портал «АвтоВзгляд».

Поделиться
Изображение Как неправильно подобранное масло может разрушить мотор автомобиля

Low-Speed Pre-Ignition (LSPI), или низкоскоростное предварительное зажигание, — аномальное явление, при котором топливовоздушная смесь воспламеняется до момента подачи искры свечой зажигания. Многие автомобилисты часто сравнивают данный негативный процесс с детонацией движка, что является ошибочным мнением.

Суть в том, что, в отличие от детонации, LSPI возникает на низких оборотах (1500-2500 об/мин) под высокой нагрузкой, например, при ускорении машины. Это приводит к резкому росту давления в цилиндрах, что в ряде случаев провоцирует разрушение поршней, компрессионных колец и даже деталей шатунно-поршневой группы.

Проблема особенно актуальна для современных турбированных двигателей с прямым впрыском (TGDI), которые работают на обедненных смесях и с высокой степенью сжатия. Кстати, инженеры столкнулись с LSPI сравнительно недавно, когда в автоиндустрии пошло массовое распространение технологии downsizing. Оно подразумевает уменьшение объема силового агрегата при сохранении мощности за счет турбонаддува, что сделало это явление серьезной угрозой для долговечности моторов.

Фото: i.ytimg.com
Фото: i.ytimg.com

Любопытно, что в полной мере все причины возникновения LSPI еще не выявлены. Но уже обозначены некоторые очевидные моменты, которые его вызывают. Среди них специалисты выделяют конструктивные особенности двигателей.

Так, в моторах с прямым впрыском топливо подается непосредственно в цилиндр, что создает локальные зоны с высокой температурой. И если форсунка не обеспечивает оптимальное распыление, возможно образование капель, которые при испарении формируют легковоспламеняющиеся участки.

Еще один критический момент — углеродистые отложения в виде нагара на поршнях и клапанах. Он может раскаляться до критических температур, выступая в роли катализатора преждевременного воспламенения. Наконец, серьезным активатором LSPI оказываются моторные масла с высоким содержанием кальция.

Не секрет, что производители смазок используют кальциевые присадки для нейтрализации кислот и предотвращения отложений. Между тем, дополнительно проведенные исследования показали, что избыток кальция способствует образованию раскаленных частиц в камере сгорания, которые в турбированных двигателях с прямым впрыском часто становятся очагами преждевременного воспламенения.

Фото производителя.
Фото производителя.

Именно поэтому, чтобы не допустить появления LSPI, для мотора очень важно подбирать не только нужное топливо, но и масло, причем с пониженным содержанием кальция. Это тем более актуально в настоящее время, так как современные стандарты моторных масел (например, API и ACEA) уже учитывают проблему LSPI.

Производители постепенно заменяют кальциевые присадки на магниевые и натриевые, которые не склонны провоцировать предварительное зажигание. С учетом этого владельцам авто с турбомоторами при выборе лубрикантов крайне важно обращать внимание на их спецификации и классы качества, рекомендованные автопроизводителем.

В качестве примера такой моторной смазки можно привести продукт серии Green Oil+ 5W-40, разработанный компанией Bizol. Как показали испытания, это синтетическое масло гарантированно обеспечивает защиту от раннего зажигания на низких оборотах в современных двигателях с прямым впрыском бензина, например, у серии Т-DGI. В числе других особенностей лубриканта — способность формирования устойчивой смазочной пленки при работе в условиях городского трафика, в том числе и при частых интервалах срабатывания системы «старт-стоп».