74

Выставка Busworld-2025: Китай выигрывает

«Поднебесные» автобусы атакуют Европу

В Европе по инерции течет привычная выставочная жизнь. Так, в начале октября в сонном бельгийском Кортрайке прошел традиционный ежегодный смотр автобусов Busworld-2025. Как всегда, он собрал десятки тысяч посетителей со всей Евразии, и познакомил их с новейшими достижениями автобусостроения. Довольно скромными, как считают эксперты портала «АвтоВзгляд».

Поделиться
Изображение Выставка Busworld-2025: Китай выигрывает

Но главная тенденция ярко выразилась в традиционном награждении экспонентов. Вообще, оно на «Бусворде» поставлено на широкую ногу: награждают если не каждый автобус, то почти каждого участника. Две главные награды, Busworld Vehicle Awards, присуждаются за выдающиеся достижения в основных категориях: городской/пригородный автобус года (Bus of the Year) и междугородний/туристический (Coach of the Year).

Кроме того, награды Best of Category Award присуждаются автобусам, преуспевшим в следующих областях: экология, безопасность и комфорт. Эти критерии должны отражать приоритеты быстро развивающейся отрасли.

Жюри состоит из трех десятков международных экспертов, разделенных на группы, которые отвечают за разные критерии эксплуатационных характеристик или дизайна автобусов. К ним относятся: безопасность транспортного средства, комфорт водителя и пассажиров, экологические аспекты, инновационность конструкции, техническое обслуживание, цифровые технологии и дизайн.

В состав жюри входят специалисты из фирм-операторов, технологических компаний в сфере общественного транспорта и отраслевых СМИ. В номинациях 2025 года лидировали 36 городских, пригородных, междугородних и туристических автобусов, включая различные гибридные, водородные автобусы и электробусы.

Фото организаторов.
Фото организаторов.

И если посмотреть на результаты, коими члены жюри наградили машины, картина европейского автобусного рынка вырисовывается прелюбопытная. Впрочем, судите сами.

Автобусом года стал городской Yutong U15, в категории «туристов» — его старший брат Yutong T14E. Оба китайца — электрические, 15-метровые и трехосные, то есть рассчитаны они именно на европейский рынок (в Китае не слишком жалуют длинные трехосные «бусы»).

Тот же городской низкопольник U15 выиграл еще три номинации: как самый безопасный и самый экологичный «горожанин», а также за дизайн. Призы за экологичность в «межгороде» получил турецкий Otokar e-Territo 13, в туристическом сегменте — опять китайский Yutong IC12E. Это только машины, получившие первые призы, а ведь здесь награждались, как и в спорте, первые три места.

И в списке финалистов такое же преобладание китайских марок: знакомые нам Ankai, Higer, Zhongtong...Всего же в нынешней выставке приняли участие тринадцать автобусостроителей из Китая, не считая отдельно тайваньские и гонконгские марки.

Фото организаторов.
Фото организаторов.

А вот немецких фирм было всего шесть, причем хорошо известны из них только две: Daimler и MAN. Неудивительно, что европейцам (а в жюри их, понятное дело, большинство) удалось протащить в победители номинаций лишь несколько машин: «электрогород» Mercedes-Benz и некогда «королеву автобусов» Setra S515HD — за комфорт, а Irizar Century на гибридном дизель-электрическом шасси Scania — за инновативность конструкциии (!).

Ах да, еще на Busworld-2025 состоялась премьера новейшего поколения VDL Futura, получившего-таки приз за дизайн. Увы, когда-то самый необычный «турист» Европы Bova Futura потерял самобытность, собственную марку и незабываемую внешность разработки дизайнера Акселя Эйндховена.

Фото организаторов.
Фото организаторов.

Любопытно во всем этом то обстоятельство, что невзирая на обширную география поставок (от Австрии до Швейцарии), пока китайские автобусы остаются в Европе штучной экзотикой. Но что такое муниципальные контракты, и как их выигрывать, китайцы прекрасно знают. Впрочем, ЕС уже показал, что терять прибыль ради принципов не собирается.