Идентификационную маркировку автомобиля, как правило, наносят на элементы кузова, агрегаты и таблички. Во многих моделях автомобилей зарубежного производства установлены и так называемые электронные носители информации. При продаже краденой машины преступники используют их как неоспоримое доказательство “чистоты” автомобиля. Аргумент таков: на железе, конечно, можно перебить номера, но в электронном виде идентификационный номер (VIN) изменить невозможно. Так ли это на самом деле?
Саму маркировку производители выполняют в виде съемной микросхемы или размещают как часть информации в общем блоке. Первый вариант. Находящийся в электронном виде автомобильный идентификационный номер “зашит” таким образом, что прочитать его можно и без дополнительного оборудования. На BMW 5-й серии до 94—95-го года для этих целей применяли ПЗУ (постоянно запоминающее устройство) в виде микрочипа. В его память вносили соответствующий номер, который при необходимости можно высветить на панели приборов автомобиля простым нажатием кнопки. Само же ПЗУ располагается в тыльной часть приборной панели и опломбировано. Если на пломбе обнаружатся следы склеивания или надломы, то это косвенный признак, что микрочип подвергался перепрограммированию. Другими словами — незаконному изменению идентификационного номера.
Перепрограммировать ПЗУ сложно: надо иметь дорогую аппаратуру и владеть соответствующими знаниями. Поэтому преступники чаще всего просто меняют “родной” чип на российский аналог. Выявить подмену удается лишь по цвету корпусов. У немцев ПЗУ сине-голубого цвета, отечественные же — коричневого. Откуда они появляются? А вспомните про целую армию безработных инженеров-электронщиков, не знающих, куда приложить свой талант, и о запыленной аппаратуре в полупустых НИИ ВПК бывшего Союза.
Второй вариант средств электронной идентификации автомобиля значительно сложнее. Однако он имеет еще больше причин, чтобы в России к ней относились весьма скептически. Суть в следующем. В систему электронного оборудования автомобиля вводится его VIN, а для его прочтения уже требуется специальный диагностический процессор. Создают такие процессоры сами компании-производители и продают их только своим официальным дилерам и ремонтникам. Например, у Mercedes с кузовами серии W-140, C-140, W-120 и C-120 для прочтения идентификационного номера, “зашитого” в одном из блоков системы зажигания, понадобится процессор ННТ (в народе — “хохотушка”). Это прибор размером в половину “дипломата” с жидкокристаллическим дисплеем, целой системой проводов и клавиатурой управления. При помощи “хохотушки” можно не только вывести на дисплей VIN, но и легко его изменить. Причем без всяких следов былого номера и признаков подделки.
Диагностические процессоры — техника недешевая. На черном рынке американская аппаратура для изменения электронной маркировки (краденая или нелегально собранная) стоит около $5—7 тысяч (в зависимости от моделей машин). Заказ на изменение VIN обходится клиенту примерно в тысячу долларов. Факт того, что такого рода техника ходит по рукам, подтверждается массой газетных объявлений типа: “меняю пробег и электронную маркировку”. Все эти незаконные манипуляции с автомобильной электроникой совершаются ради единственного человека — будущего покупателя. Этому лоху при осмотре автомобиля укажут на светящийся дисплей с “правильными” цифрами как на неоспоримое доказательство подлинности всех идентификационных номеров.
И какое же у людей бывает удивление, когда они наблюдают, как эксперт из отделения милиции при осмотре автомобиля и не вспоминает про электронные носители информации. Для спецов электронная идентификация абсолютно ничего не значит. Во-первых, для выявление подлога ПЗУ нужно провести аккуратный демонтаж торпедо. А на это надо найти время, желание и опыт. Вывод: лучше более тщательно осмотреть другие, более доступные “механические” маркировки. Во-вторых, для считки VIN требуется диагностический процессор. Эта задача для наших правоохранительных органов в принципе невыполнима! Экспертно-криминалистический центр МВД РФ уже несколько раз пытался по официальным каналам приобрести процессор. Но на свои запросы ЭКЦ всегда получал отрицательный ответ: “Ваш Центр не является официальным сертифицированным дилером или сервисным центром компании “Mercedes”. Свободны.