1771

Нет машины – нет проблемы

К техосмотру московские водители относятся с опаской. Однако, если вдуматься, бояться нечего. Интервью с начальником отдела технадзора и регистрации Управления ГИБДД ГУВД Москвы подполковником милиции Алексеем ВИНОГРАДОВЫМ.
Поделиться

К техосмотру московские водители относятся с опаской. Особенно владельцы отживших свое автомобилей. Однако, если вдуматься, бояться нечего. Заветный “лобовичок” в кратчайший срок достанется каждому, кто приведет техническое состояние своей машины в соответствие с требованиями ПДД. Об этом и многом другом корреспонденту “МКмобиля” Алексею ДЕВИНУ рассказал начальник отдела технадзора и регистрации Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы подполковник милиции Алексей ВИНОГРАДОВ.


— Начался новый год, столичные водители потянулись в МРЭО за талонами техосмотра. Справляются ли эти подразделения ГИБДД с возросшей нагрузкой?

— Безусловно, хотя кое-где можно столкнуться с небольшими очередями. Для экономии своего времени автовладельцы в пределах одного округа могут проходить ТО в любом из местных пунктов технического осмотра. В ОТОР-1 на Вагоноремонтной улице в Северном округе проверить техническое состояние своей машины и получить талон имеют право водители с любого конца Москвы. Наши сотрудники владеют всей информацией по округу и в случае необходимости направляют их туда, где процедура ТО в настоящий момент скорее всего займет меньше времени.

— Аналогично и с регистрацией транспортных средств? В прошлом году, помнится, УГИБДД разрешило производить это действие в любом отделении РЭО независимо от места жительства владельца машины.

— Идея неплохая. Однако наши подразделения по техническим причинам не готовы к работе по такой схеме: отсутствует нужное программное обеспечение для компьютеров, не хватает помещений для посетителей. Пока регистрация автомобилей, независимо от места жительства владельцев, временно прекращена.

Очереди и жалобы на них во многом вызваны условиями, в которых инспекторам приходится работать, а водителям дожидаться приема. Комфортно только в ОТОР-1, хотя так должно быть в каждом РЭО. Мы выжали максимум из всех имеющихся в нашем распоряжении площадей, негде даже размещать новых сотрудников. Особенно сложная обстановка сложилась в Центральном административном округе. В Дашковом переулке РЭО располагается в здании первой половины XIX века! На “Бауманской”, в Посланниковом переулке, машинами, приехавшими на техосмотр, в иные дни заставлена вся окрестность, так как у отдела нет большой огороженной площадки. В том районе ее при всем желании разместить негде.

Собственник транспортного средства сейчас должен зарегистрировать его по месту своей постоянной или временной регистрации или в ОТОР-1.

— Какие сейчас приемные часы в московских РЭО?

— По вторникам наши двери открыты с 9.00 до 20.00, по средам и четвергам — с 9.00 до 18.00, в пятницу мы работаем до 14.00, а в субботу — до 15.00. Воскресенье и понедельник — выходные. Обеденный перерыв, за исключением пятниц и суббот, с 14.00 до 15.00. Понимая, что пропускная способность подразделений часто не соответствует потребностям населения, наши сотрудники, как правило, задерживаются до последнего посетителя. Главное, чтобы водители не страдали.

— Планируются ли другие дополнительные меры для увеличения скорости работы РЭО?

— Пока нет. Я не оправдываюсь, но у нас действительно нет условий для резкого повышения уровня обслуживания населения. Для примера рассмотрим типичную ситуацию с банковскими платежами. Отделение Сбербанка часто находится далеко от РЭО. В результате водители тратят время на лишние поездки и поиски нужного адреса. Бывает и так, что площадка ТО находится в одном месте, РЭО — в другом, а банк — в третьем. Непосредственно на техосмотр уходит меньше времени, чем на его оформление и оплату. Там, где это возможно, на территории РЭО размещаются отделения банков, но далеко не везде.

Ваши документы

— Ожидают ли водителей изменения в процедуре выдачи талона техосмотра в связи с введением нового транспортного налога и вступлением в силу закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев”?

— Что касается нового налога, то в данном случае процедура выдачи талона упрощается. Контроль за его уплатой водителями возложен на налоговую инспекцию, а не на ГИБДД. Нам квитанцию предъявлять не нужно.

Согласно закону “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” на регистрацию или техосмотр должны представляться автомобили, собственники которых имеют страховку. Однако поправки в правила регистрации автомобилей и проведения ТО еще не внесены, так что конкретный механизм реализации указанного выше положения пока не установлен. Скорее всего полис даже войдет в перечень документов, указанных в ПДД, которые обязан иметь при себе водитель во время управления транспортным средством.

— Какие вообще документы водитель должен сейчас представлять инспекторам при прохождении техосмотра?

— Граждане России — паспорт, национальное водительское удостоверение, медицинскую справку установленной формы, документ, подтверждающий право владения или пользования машиной, свидетельство о регистрации автомобиля или ТПС, а также квитанции об уплате сбора за проведение ТО, в том числе с использованием средств технической диагностики. В особых случаях мы можем потребовать разрешение на специальные звуковые, световые сигналы и средства связи, а также копию договора рекламодателя с собственником авто, если на него нанесены подобные объявления. Иностранцам и лицам без гражданства необходимо предъявить национальный паспорт и (или) вид на жительство, а военнослужащим — военный билет и свидетельство о регистрации по месту жительства по форме №8. Отмечу, что с доверенностью, срок действия которой истек, транспортное средство до ТО не допустят.

Последнее слово за милицией

— Имеет ли право инспектор оштрафовать автомобилиста за не пройденный вовремя ТО, если он не получил новый талон в срок, указанный на обратной стороне старого, притом что на лицевой указан текущий год?

— Безусловно. По действующим правилам автомобиль должен быть представлен на ТО до истечения того месяца, который указан в талоне.

— В Москве с ее длинной зимой многие автовладельцы, эксплуатирующие машины только в теплый сезон, хотели бы перенести техосмотр на несколько месяцев вперед. На каких основаниях в ГИБДД могут отказать гражданину в подобной просьбе?

— Раньше мы определяли дату прохождения очередного ТО на основании последней цифры регистрационного номера автомобиля. Потом от этой практики отказались и стали более гибко подходить к вопросам определения даты техосмотра. Достаточно объяснить ситуацию нашему сотруднику, выдающему талоны, и он пойдет вам навстречу. Если вы хотите перенести уже назначенный ТО, обращайтесь с заявлением на имя начальника РЭО, и просьбу наверняка удовлетворят. Кроме того, правилами проведения техосмотра предусмотрено, что водитель может приехать в РЭО позже положенного срока.

— Производится ли ГИБДД регистрация транспортных средств, стоящих на учете в базе данных Интерпола?

— Нет. В настоящее время с указанной категорией автомобилей нельзя совершать никаких регистрационных действий.

— Что ожидает так называемых добросовестных приобретателей угнанных автомобилей, когда они приедут на своей машине в МРЭО для регистрации или техосмотра?

— Мы сообщаем о факте выявления угнанной машины в милицию и доставляем туда транспортное средство. И уже следственные органы решают: оставить ли автомобиль владельцу, ограничив право распоряжаться легковушкой, изъять ли его до окончания расследования уголовного дела, или поставить на временный учет до окончания проверки.

Техника любит ласку

— Сколько автомобилей в Москве проходят ТО с первой попытки?

— Порядка 60%. Я не знаю точно, какой средний показатель по стране. В первый месяц после введения в столице техосмотра с использованием средств технической диагностики с первого раза талон получало только 40% транспортных средств. Прогресс налицо. Я считаю, что техническое состояние московского автопарка за последние годы улучшилось. Да и вы сами можете это видеть — на улицах стало гораздо меньше старых машин, а водители тщательнее следят за своим имуществом.

— У Главного управления ГИБДД МВД РФ много претензий к перевозчикам пассажиров. На российских дорогах часто встречаются старые и незаконно переоборудованные автобусы. Как вы оцениваете техническое состояние общественного транспорта в Москве?

— Хороший водитель не может оставаться безучастным к своему автомобилю. Я каждый день вижу, как ездят шоферы маршруток. Порой с риском для пассажиров выписывают на дороге фигуры высшего пилотажа. Стараются протиснуться там, куда нормальный автомобилист не сунется. Во главу угла у них поставлен рубль в ущерб безопасности движения. Машины работают на износ, что, естественно, сказывается на них не лучшим образом. Главное, чтобы перевозчики вовремя устраняли все возникающие неисправности. По правилам же общественный транспорт, включая “Газели”, проходит ТО раз в полгода. В отличие от многих других российских регионов, в Москве незаконное переоборудование автобусов широкого распространения не получило.

— Сказывается ли качественный рост городского автопарка на безопасности уличного движения в Москве?

— Не стану делать голословных утверждений. Специального исследования мы не проводили, а по официальной статистике, в 2002-м произошло всего два ДТП из-за технических неисправностей автомобиля — участника столкновения. В позапрошлом году их было три. Получается, что число таких аварий снизилось на 30%. Мы понимаем, что это не отражает реальной картины. Инспекторам ДПС на месте ДТП крайне сложно определить, явилось ли оно следствием неожиданной поломки. Судьям тем более.

А польза будет?

— Позиция российской ГИБДД по вопросу о запрете инструментальных проверок автомобилей Административным кодексом прекрасно известна нашим читателям. Пересказывать ее по десятому разу особого смысла не имеет. Интересно другое. Какую, на ваш взгляд, пользу приносит ИК?

— Вопрос поставлен нетактично. Представьте себе, как мы можем без диагностического оборудования измерить выраженные в конкретных цифрах и установленные ГОСТом показатели? Раньше мы не использовали подобную аппаратуру только из-за нехватки денег. Учитывая, что в КоАП РФ говорится о запрете инструментальных проверок, а мы проводим Государственный технический осмотр с применением средств технической диагностики, противоречий с Кодексом в действиях ГИБДД я не вижу.

— Много водителей отказывается проходить инструментальный контроль?

— Мне неизвестно ни об одном подобном случае. Скажу больше, значительная часть автовладельцев только на так называемых пунктах инструментального контроля в состоянии позволить себе провести электронную диагностику основных узлов и агрегатов машины. Таким образом им становится известно о неполадках, которые в экстремальной ситуации могут стоить жизни или больших денег.

— Много ли московских подразделений ГИБДД оснащено диагностическими линиями?

— ОТОР-1 на Вагоноремонтной улице и МОТОР Юго-Восточного административного округа. В Северо-Западном округе Москвы у МКАД ведется строительство современного комплекса. Он будет лишен всех недостатков, присущих сейчас нашим подразделениям. Здесь будут диагностические линии, площадки для ТО и приема экзаменов, банковские кассы, большая бесплатная стоянка. В перспективе планируется открыть аналогичные центры в каждом округе столицы. Проблемы могут возникнуть только в ЦАО, где чрезвычайно сложно найти столько свободной земли.

Обреченные коллекционеры

— Как снять с учета в ГИБДД старую машину перед сдачей в утиль?

— Для этого нужно обратиться в свое РЭО ГИБДД с письменным заявлением на имя начальника подразделения со словами: “Прошу снять с учета транспортное средство в связи с выбраковкой”. При этом необходимо сдать регистрационные документы и госномера. Если последние у автовладельца не сохранились, то делу это не помешает. Мы просто внесем утраченные номерные знаки в базу данных разыскиваемой спецпродукции. Причем представлять автомобиль нашим сотрудникам не нужно. В дальнейшем такая машина как транспортное средство официально больше не существует. Любопытно, что многие водители, несколько лет назад продавшие свои легковушки “по доверенности”, сейчас “выбраковывают” их во избежание уплаты транспортного налога. В результате у нынешних владельцев возникают проблемы при первой же проверке документов на посту ДПС. В подобных случаях авто возможно вновь поставить на учет с формулировкой “в связи с изменением волеизъявления собственника”. Правда, это реально только при наличии соответствующих полномочий от старого хозяина. Ведь в стандартных доверенностях крайне редко содержится фраза “восстановление на учете”.

— Легко ли получать талоны техосмотра и регистрацию владельцам автомобильных раритетов и уникальных самоделок?

— По большому счету коллекционерам автостарины мало что светит. Технические характеристики машины середины прошлого века, в каком бы прекрасном состоянии она сама ни находилась, не соответствуют российским ГОСТам. В случае с самоделками правила допуска к эксплуатации и регистрации аналогичны и опираются на действующие нормативы. Я считаю, что проблему с коллекционерами надо решать, но на федеральном уровне путем внесения изменений в действующие норматичные акты.