В 1998 году один известный политик, прославившийся аукционами чиновничьих авто, активно лоббировал идею децентрализации системы ГАИ. В то время полным ходом шла реформа автоинспекции (под лозунгом “Лицом к народу”), и ситуация была выбрана весьма удачно.
Однако пять лет назад местную власть субъектов Российской Федерации больше занимали вопросы передела собственности, и до гаишников у них просто руки не дошли. Поэтому ГУ ГАИ МВД РФ удалось обозначить реформы принятием “Концепции развития до 2005 года”, а самое главное — положить начало серьезным изменениям в действующем законодательстве. Именно последнее и привело к столь долгожданному принятию нового Административного кодекса.
Разобравшись с суверенитетом и четко установив “кто в доме хозяин”, региональная власть вновь взялась за ГАИ. Собственно идея очень проста: переподчинить службу непосредственно себе. Предпосылки для этого созданы самой ГАИ. Как известно, у нее двойной статус. С одной стороны, служба подчинена исполнительной власти (в том числе и на местах) и уполномочена от имени государства осуществлять контроль за безопасностью движения, а с другой, — она часть системы органов внутренних дел.
Двойственность положения ГАИ нередко приводит к конфликтам местного самоуправления и федерального центра. Да, законодательная база одна, однако на региональном уровне власть всегда стремилась использовать ГАИ в качестве инструмента для пополнения казны. Вводились местные штрафы, пропуска, ограничивался въезд транспорта и прочее. Больше всего возможностей предоставила борьба за экологию и система парковок-штрафстоянок. В Татарстане владельцев машин обязали (не бесплатно, разумеется) дублировать на заднем стекле госномер. Кстати, Приморье в то же время отличилось обязательной установкой специального опломбированного болта для крепления госномеров.
Вообще инициативы местных властей всегда получались направленными на поборы с водителей как своих, так и чужих. Здесь и новации с прохождением техосмотра, и экологические талоны, и переэкзаменовка, и лицензии на право перевозки, и указания иметь в машине аптечку только местного происхождения, и даже движение днем исключительно с включенным ближним светом фар. Разумеется, все эти инициативы надежно прикрывались высокими соображениями о заботе обеспечения безопасности движения. Можно понять желание быстро и безнаказанно пополнить хилую казну. Однако федералы всегда успевали дать по рукам и погрозить пальцем излишне деятельным товарищам. Вместе с тем начальники местного ГАИ просто разрываются между “единообразием” требований центра и желаниями своих, родных хозяев, от которых напрямую зависит личное и служебное благополучие.
Исходя из последнего и желая иметь все реальные рычаги воздействия на ГАИ, местные “князьки” все больше приходили к мысли о переподчинении службы непосредственно субъекту федерации. Дело дошло до прямого лоббирования как в Совете Федераций, так и в Госдуме. Выполняя наказы своих высоких избирателей, депутаты и сенаторы все чаще стали обсуждать эту тему. Правда, пока в кулуарах. На все “наезды” ГУ ГАИ пока приводит один, но очень веский аргумент: статистику аварийности.
В первую очередь, данные о катастрофическом снижении дисциплины водителей. Так, 80% ДТП — это вина водителей. А в прошлом году произошло
184 365 аварий. Причина восьми из десяти ДТП — нарушение ПДД. Все чаще водители совершают грубые нарушения: выезжают на встречную полосу движения, нарушают правила обгона, проезда перекрестков. Превышение скорости стало причиной 85% ДТП. Каждая пятая авария совершена пьяницами.
Все это происходит на фоне резкого увеличения автопарка. С 1995 года объем транспорта физических лиц вырос на 86%. При этом темпы развития улично-дорожной сети отстают от роста автопарка в 2,5 раза. По причине плохих дорог происходит почти 25% ДТП. Известно, что 60% дорог требуют реконструкции, разметка нанесена только на 15% от общего объема, а территориальные магистрали находятся вообще в критическом состоянии. В России до сих пор 20% мостов... деревянные, 5% — в аварийном состоянии, а половина требует ремонта.
При этом начальники ГУ ГАИ не устают повторять, что отечественные автомобили имеют очень низкий уровень систем активной и пассивной безопасности. Другими словами, наш автопром выпускает просто опасные машины, которые в случае аварии не спасают водителей и пассажиров, а наоборот их травмируют. В катастрофическом состоянии находится и общественный транспорт, где 30% автобусов ездят больше десяти лет и давно не отвечают требованиям безопасности. По этой причине каждый пятый автобус не прошел техосмотр. Но, очевидно, все равно ездит, поскольку возить пассажиров не на чем.
Исходя из этих кошмарных цифр, демонстрирующих полный развал системы безопасности движения, высокие начальники говорят о необходимости государственного вмешательства, централизованного контроля со стороны федеральных властей. Об этом же говорит и закон “О безопасности дорожного движения”. В нем четко сказано о приоритетах жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Проще говоря, в теории наше федеральная власть целиком и полностью отвечает за безопасность движения. Иной вопрос, что она для этого делает. Поскольку аварийность идет по стране семимильными шагами, то, очевидно, ситуация постепенно выходит из-под контроля центра.
Этим обстоятельством и хотят воспользоваться на местах: мол, вы не можете, так дайте полномочия нам. Самое интересное, что федералы вовсе не исключают такую возможность. Давайте, дерзайте, на своем уровне обеспечивайте безопасность дорожного движения. Но только в рамках в общем-то уже неплохого федерального законодательства. Собственно, этого и добивается ГУ ГАИ, и если бы на местах безукоризненно выполняли требования закона, то вряд ли произошел бы столь резкий скачок аварийности.
Очевидно, в этом и есть главная проблема. Кто сможет обеспечить реальную безопасность на дорогах? Распоряжения федералов зачастую игнорируются в регионах — на местах больше озабочены укреплением власти, нежели конкретными проблемами безопасности на дорогах. При этом субъекты обоснованно утверждают, что недостаток финансирования не позволяет им бороться с аварийностью, а расширение полномочий наверняка позволит решить многие проблемы за счет получения в свое распоряжение тех денег, которые сейчас уходят из регионов в центр.
Именно деньги (а следовательно, и власть, на них держащаяся) — основной предмет борьбы под прикрытием пресловутой безопасности. Но не только. Сегодня любая попытка переподчинения ГАИ неизбежно приведет к тому, что в регионах постепенно будут вводиться свои правила игры. Во-первых, (это самый простой и эффективный способ пополнить казну) будет введен платный въезд в область для “чужаков”, пропуска, запреты и льготы. Во-вторых, все доходные статьи ГАИ (техосмотр, выдача номеров, документов и пр.) тут же будут переданы “своим” коммерческим структурам. Далее, как следствие на местном уровне попытаются изменить ряд положений ПДД. А отсюда останется один шаг до введения собственного законодательства взамен федерального. Например, по своей прихоти можно удостаивать всех желающих спецсигналами и спецталонами, выдавать собственные “права” и номерные знаки, вводить нормы алкоголя в крови и даже учредить для автовладельцев собственную денежную единицу для расчета по своим штрафам.
Без сомнения, в такой ситуации рухнут вся федеральная система учета и централизованные базы данных. В первую очередь пострадает база угнанных машин. Только сегодня по России в розыске около 400 тысяч автомобилей, а с учетом заявленных в угон машин по линии Интерпола — почти миллион.
Впрочем, такие аргументы не останавливают желающих укрепить свою власть за счет автомобилистов. Это относится и к товарищам из “органов самоуправления”, и к господам народным избранникам. Идея сделать “как в Америке”, где каждый штат сам придумывает требования к водителям, все больше овладевает их умами. Совсем не исключено, что вскоре ГАИ окажется раздробленной на “удельные княжества”. Рост аварийности, откровенная слабость “обезглавленного” ГУ ГАИ и предстоящие выборы — прекрасная основа для будущих свершений. Однако стоит помнить, что речь идет о нас, о наших деньгах и нашей безопасности, а ГАИ — это только инструмент. А мы опять промолчим?