Кто мы с вами есть? Россияне. Поэтому что нам мешает жить? Правильно, дураки и дороги. Но всех дураков не передавишь, так что постараемся избавиться хотя бы от второй помехи.
Любое обучение строится на примере. Или на манекене. Короче, на модели. Хороший с педагогической точки зрения пример — отрицательный пример, обучение от противного. И тут самой противной моделью является мой бывший свекор. Удивительное дело: вокруг него всегда столько дураков собиралось! Пешеходы, водители, пассажиры общественного транспорта... Тут уж не до дороги.
Ну а мы попробуем сосредоточиться на дорожном полотне. Все-таки до 40% ДТП у нас происходит из-за неважных дорожных условий. Даже в Европе причиной почти 25% ДТП становятся дефекты, которые водители умудряются найти на трассе: необорудованный перекресток, скользкие участки, отсутствие ограждений...
Существенный фактор опасности или безопасности движения — ширина полосы. 3,75 м полностью обеспечат вам безопасный разъезд со встречным транспортом, даже на высокой скорости. Такие дороги безопасны и по другим параметрам: уклоны ограничиваются 4%, немалые радиусы поворотов, широкие обочины.
О последних имеет смысл сказать особо. На магистралях для укладки обочин применяют специальные покрытия облегченного типа. В случае непредвиденных ситуаций или заторов по ним допускается движение. Там не случается оползней, при выезде на проезжую часть грязь не выносится на основное полотно. Однако и обочина представляет опасность, если покрыта слоем песка или грязи. Вас может занести, если вдруг выедете на нее не погасив скорость. Для лучшего ориентирования водителей вдоль проезжей части наносят так называемые краевые полосы. Их ширина — до 0,75 м, наезжать на них запрещено, зато можно смело ехать по правому краю полотна. На дорогах с полосами шириной 3,5 м безопасный интервал между встречными автомобилями возможен. Если ваш путь пролегает по такой дороге, будьте готовы к уклонам до 5% и радиусу поворотов от 400 м.
Наименьшая ширина полосы — 3 м. При движении по такой дороге вам попадутся уклоны до 6% и крутые повороты радиусом от 250 м. Из-за их мягкого покрытия весной ограничивают движение грузовиков. Для успешного разъезда со встречными придется снижать скорость. Если не рассчитали, то и съезд на обочину не подарок из-за отсутствия на ней специального покрытия. Опасайтесь бокового скольжения. Пусть критерием выбора скорости нам служат Правила дорожного движения. И все же не мешало бы знать скорость, на которую рассчитаны дороги. При ширине полосы 3,75 м — 120—150 км/ч; 3,5 м — 80—100; 3 м — 60—80. Но, сами понимаете, нижнего предела качеству наших дорог и, соответственно, допустимой скорости, нет.
Важно оценить видимость самой поверхности дороги и видимость встречного автомобиля. На магистралях расстояние видимости должно быть больше из-за высокой скорости, с которой возможно двигаться по ней. Продольные уклоны ухудшают видимость. На горных дорогах часто бывает так, что удаленные от вас участки шоссе видны лучше тех, к которым подъезжаете в данный момент. Надо ли говорить о необходимости сбрасывать скорость перед закрытыми поворотами?..
Опасные места на всех дорогах — перекрестки. 30% всех ДТП происходит на них. Даже если водитель проследит за поперечным потоком, он может в это время не заметить другую помеху. К тому же на тесных перекрестках тяжело маневрировать по соседству с фурами и автобусами. В общем, перед нерегулируемым перекрестком снижайте скорость. Возникновение заторов и ДТП более вероятно там, где резко уменьшается скорость движения потока. Так произошло в недавней аварии на трассе “Дон”. Очевидцы рассказывали, что стоял сильный туман, хоть ползком двигайся. Но это было невозможно из-за вероятности наезда сзади. Никто не знал, что впереди поперек дороги лежит перевернутая фура, не видимая и с десяти метров. Много машин наехало тогда друг на друга...
Не менее опасны ситуации, когда какие-то участки не соответствуют категории дороги. Например, слишком крутой поворот на магистрали, скользкая обочина, узкий мост на широкой дороге, некрутой поворот со скользким асфальтом. То есть вы выбираете скорость в соответствии с категорией трассы, а там может всякое встретиться. Съезд с дороги и опрокидывание в таких местах и происходят.
Свою лепту в “дорогоопасность” вносит и погода, превращающая участки одной и той же дороги в разные по качеству отрезки. Например, во время гололеда одна полоса освещена солнцем, а другая остается в тени. Не менее неприятный сюрприз преподнесет основная дорога, резко меняющая направление.