1313

Останемся с носом?

Сегодня, по разным оценкам, гаражами обеспечено менее 40% московского легкового транспорта. По столичным меркам, может, это и немало, но проблема ночлега для более чем полутора миллионов автомобилей остается открытой.
Поделиться

Сегодня, по разным оценкам, гаражами обеспечено менее 40% московского легкового транспорта. По столичным меркам, может, это и немало, но проблема ночлега для более чем полутора миллионов автомобилей остается открытой. Однако энергичные действия московских властей, пытающихся изменить сложившуюся ситуацию, пока что не находят поддержки населения.


За последнее десятилетие в Москве было принято множество постановлений и целых программ, касающихся гаражного строительства. Чтобы не загружать читателя пересказом их содержания, попытаемся коротко сформулировать суть. Количество машин в столице растет, парковаться на ночь кроме как во дворах да на улицах практически негде. Все более-менее бросовые территории давно освоены гаражными кооперативами и самой низшей кастой “гаражевладельцев” — вездесущими “ракушечниками”. Власти города уже с середины девяностых, стараясь наверстать упущенное, действуя руками частных инвесторов, принялись активно возводить многоэтажные паркинги и многоуровневые подземные стоянки.

Нельзя не отметить, что в иных районах столицы даже недешевые машино-места в гаражных многоэтажках пользуются коммерческим успехом, но все же у большинства инвесторов возникают серьезные проблемы с реализацией этих самых машино-мест. Между тем, когда стало ясно, что инвесторы не торопятся осваивать территории, что называется, на отшибе и вдали от жилья (прежде всего в силу нерентабельности вложения средств в долгосрочные проекты), власти применили иную тактику. На одном из недавних заседаний правительства Москвы было принято решение о еще более жестком подходе к решению гаражного вопроса. А именно: строить решили не на пустырях, а во дворах и на давно освоенных под гаражи территориях в непосредственной близости от жилого фонда. Уже существующим гаражным объектам предписано расти вверх, то есть они должны надстраиваться вторым, а где и третьим-четвертым этажами. Замечательно, но не нужно быть специалистом, чтобы понять — для подобной надстройки необходим, извините, новый фундамент. Выходит, что без сноса старых построек, как ни крути, не обойтись.


Жертвы урбанизации


Похоже, самые грозные тучи нынче сгущаются над гаражными городками, располагающимися вдоль МКАД. Множество различных факторов: высокая стоимость аренды земли, жесткая конкуренция в сфере торговли и, возможно, отсутствие мест для массовых парковок — подтолкнули столичные власти к идее размещения на территории, прилегающей к МКАД, 70 супер- и гипермаркетов. Причем это решение закреплено в законодательном порядке. Ожидается, что эти “монстры” будут построены в трех-четырех километрах друг от друга. Ясно, что без массовых гаражных жертвоприношений здесь не обойтись. По нашим данным, первую партию гаражей в Восточном округе собираются снести буквально на днях, о чем их владельцы не раз сообщали в нашу редакцию. Сочувствуя последним и тем, кому в будущем еще предстоит получить “похоронку” на свое автобунгало, “МКмобиль” обратился в московское правительство, а именно в Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, чтобы выяснить перспективу, ожидающую собственников сносимых гаражей.

На наши вопросы любезно согласился ответить заместитель руководителя департамента, начальник управления выполнения межрегиональных программ и освоения резервных территорий города Константин Королевский:

— Каждому собственнику сносимого гаража положена компенсация. Порядок определения ее размера и выплаты предусмотрен действующим гражданским законодательством и должен, безусловно, выполняться. Другое дело, что определяемая независимым оценщиком компенсация за сносимый ветхий допотопный гараж не позволит приобрести без доплаты машино-место в новом многоэтажном гараже, отвечающем всем требованиям. Оценщик наверняка примет во внимание, что изначально земельный участок предоставлялся под временную (!) застройку на условиях краткосрочной (!) аренды.

Иными словами, что можно купить на предлагаемую компенсацию? Ракушку? Но ведь новая гаражная программа как раз преследует обратные цели — заставить москвичей вовсе от них отказаться. Справедливости ради отметим, что, по предварительной информации из Восточного округа, за “железку” будут давать $2500, а за кирпичный бокс — $4500. Однако даже если и так, этих денег все равно не хватит на покупку машино-места в новом паркинге, средняя рыночная стоимость одного метра в котором сегодня равна стоимости жилья улучшенной планировки ($800—$1200 за кв. метр).


Борзые щенки для мэра


Сегодня Департаментом реконструкции и развития города совместно с Московским городским союзом автомобилистов — пожалуй, крупнейшим в городе землепользователем участков под одноэтажные гаражи — разработан порядок урегулирования взаимоотношений с собственниками имущества при изъятии земельного участка под строительство многоэтажных паркингов.

Согласно ему инвесторы, получившие по конкурсу право на строительство, передают городу его долю не в денежной форме, как это предусмотрено ныне, а в виде машино-мест. (Сегодня это 30% в Центре и 10% за Садовым кольцом.) В свою очередь владельцы сносимого имущества (но не арендаторы земельного участка!) имеют право на выбор: или арендовать без права выкупа машино-место у города (а если доли города недостаточно, то у инвестора по установленным городским расценкам), или купить у инвестора машино-место с зачетом стоимости компенсации, или, наконец, получить компенсацию за сносимое имущество.

Очевидно, первый вариант должен заинтересовать людей с низкими доходами, второй привлекателен прежде всего для тех, кто имеет возможность приобрести со скидкой недвижимое имущество, которое постоянно дорожает и им можно распоряжаться по своему усмотрению. Третий вариант предназначен для людей, живущих в другом районе города и не пользующихся сносимым гаражом. Остается лишь добавить, что предложенный порядок нынче проходит согласования и к 24 июня будет представлен на рассмотрение правительству Москвы.


Типа «ракушка»


Коли мы опять взялись ворошить гаражную тему, нельзя не вспомнить о судьбе несчастных владельцев “ракушек”. Трудно спорить — их массовая установка значительно усложняет эксплуатацию всевозможных сетей, дорожных покрытий и т. д. По разным оценкам, сегодня в городе насчитывается до 350 тысяч гаражей типа “ракушка”. Любовь и доверие народа к ним — уже непоколебимы. Изменить данное положение вещей будет сложно.

Хотя, считает Константин Королевский, в городе сформировался значительный слой потребителей, считающих, что ни плоскостные автостоянки, ни тем более “ракушки” не могут обеспечить надлежащего хранения и надежной охраны автомобиля. Для этого нужны надежные многоярусные гаражи. Установка “ракушки” сегодня в среднем обходится ее владельцу в сумму, эквивалентную $1200, а средняя цена машино-места в наземном многоэтажном боксовом гараже начинается от $6000, а в подземном — от $14 000, да еще нередко паркинг стоит на значительном удалении от жилья. Это приводит к тому, что число “ракушек” в городе не уменьшается, несмотря на принимаемые меры. Переломить эту тенденцию можно дополнительными мерами экономического и организационного характера, направленными на стимулирование многоэтажного гаражного строительства в городе, а также максимальным снижением его себестоимости, полагает Константин Юрьевич.

В качестве альтернативы “ракушкам” на внутридворовых территориях предлагается строительство разнообразных дешевых многоэтажных гаражей малой вместимости. К таковым, бесспорно, относятся и так называемые обвалованные гаражи. То есть над полуподземным сооружением будет насыпан вал, где будут разбиты детские, спортивные площадки, клумбы и т.д. Этому гаражу во дворе не нужно дополнительной площади, но вместить он сможет не более сотни машин. Перспектива, конечно, заманчивая, но сегодня стоимость машино-места в подобных сооружениях составляет $10 000—$12 000. Вот когда “обваловки” раз в пять подешевеют, тогда и можно будет говорить о конкуренции “ракушкам”, а пока...