В конце 80-х среди моторизованной части населения Первопрестольной ходила легенда о неуловимой группе подростков, которые за 15—20 минут могли легко разобрать “жигуленок”, что называется, “до винтика”. Дескать, зашел человек в магазин — вышел, а от его машины — один остов. В милиции правдоподобность этой легенды “МКмобилю” никто не подтвердил. Зато служивые отметили: в России вновь становятся популярны кражи с машин отдельных запчастей.
Конечно, такого массового воровства колес, щеток, стекол, зеркал и прочей автомобильной утвари, как это было во времена тотального дефицита, пока не наблюдается. Но тенденция такова, что некоторые специалисты не исключают повторения истории. И вот почему.
Во-первых, никто не знает точно, сколько на сегодня происходит такого рода преступлений — подавляющее большинство (до 90%) из них остаются скрытыми (латентными). Граждане настолько разуверились в дееспособности милиционеров, что по таким мелочам обращаться в местные ОВД считают ниже собственного достоинства и пустой тратой времени. Во-вторых, традиционно кражи автозапчастей причисляют к преступлениям, совершаемым главным образом подростками. В связи с чем в правоохранительных органах на подобные преступления против собственности смотрят, мягко говоря, сквозь пальцы. Мол, все это мелочь, на которую не стоит тратить драгоценное милицейское время. Этим косвенным попустительством с успехом пользуются настоящие преступники.
Современные воры запчастей демонстрируют хорошую организацию и высший класс профессионализма. И данный вид криминальной деятельности — отлаженный и перспективный вид бизнеса, имеющий свои рынки сбыта и специализации. Сейчас он в тени, но не исключено, что с течением времени его размах станет таковым, что о воровстве запчастей вновь заговорят, как в 80-е годы. Предпосылки к тому уже появились.
Понятно, что все финансовое бремя предпродажной подготовки и приведения в норму новой машины автоматически перекладывается на покупателя. Круг замкнулся — лоху-покупателю тоже не привыкать отдуваться за всех. И ладно, если бы все несчастья обыкновенного гражданина закончились в момент приобретения им машины, так нет же — все только начинается.
В рекламном каталоге одной фирмы, торгующей новыми машинами и аксессуарами, на странице с перечнем магнитол и аудиоколонок для авто в верхнем углу жирным шрифтом напечатано: “Это первое, что украдут из вашего автомобиля, но без музыки — никуда”. К бабке не ходи: из десяти отечественных автовладельцев как минимум у семи из личного автомобиля хоть раз, да магнитолка “уходила” в неизвестном направлении. А вместе с ней усилители, колонки, антенна, антирадар, все кассеты, CD и прочий автомобильный скарб. Неприятно, конечно, но большинство водителей на подсознательном уровне уже смирились с тем, что в салон их автомобиля нет-нет, да проникают воришки. И упомянутый нами циничный слоган из рекламного буклета — наглядное тому подтверждение. По уровню цинизма от рекламщиков не отстают и злодеи.
О похищении штатного ДМРВ и замене его на муляж мы уже говорили. Но этот элегантный способ воровства ДМРВ распространен в Тольятти и Самаре. В Москве все по-иному, здесь все происходит со свойственной столице жестокостью и дерзкой наглостью.
Отследить маршрут выехавшего из стен автосалона купленного минуту назад автомобиля не так сложно. Поймать 30-секундный миг, на который владелец покинет свое авто, тоже труда особого не составляет. Ну а далее все дело техники. Нырок под переднюю часть авто (“хвала” производителям, они будто специально позаботились о преступниках, дабы те могли капот открывать простым движением руки снаружи). Потом под визг сигнализации (если ее успели установить) следует рывок за пластиковый кожух воздушного фильтра (со срывом креплений также не возникает проблем, опять “спасибо” отечественным автостроителям). И вот от 50 до 100 долларов ложатся в карман воришки. Примерно столько стоит у “черного” оптовика новенький ворованный ДМРВ для ВАЗа.
Продукция Горьковского автозавода также не осталась без внимания похитителей запчастей. Года три-четыре назад пропажа коробки передач “Газели” воспринималась как воровская экзотика. Сейчас это отлаженный криминальный бизнес. В Москве, по оперативным данным, трудится порядка пяти бригад, строго специализирующихся на воровстве КП с “Газелей”. В среднем за одну смену (ночную, естественно) одна преступная группа слесарюг демонтируют около десятка КП. При умелом подходе на одну “коробку” уходит от 15 до 20 минут. И неважно, где находится автомобиль: ни домкрата, ни смотровой ямы для снятия КП не требуется. Самое главное, чтобы никто не беспокоил. Вот почему воришки любят работать на больших автостоянках, в тихих двориках и гаражах. Особой любовью у злоумышленников пользуются Мытищинский и Красногорский районы. Сбывается краденое, как правило, во всем известном Южном порту. Цена — от 2 000 до 4 000 р. за одну КП. (Для справки: в магазине новая КП стоит 7 000—8 000 р.) Водители “Газелей” — люди ушлые и, прослышав о напасти, всячески стараются обезопасить свое авто от разграбления. Самый популярный способ: под подушкой КП расположена крепящаяся на восьми болтах третья опора, ее-то и приваривают к раме. После этого без “болгарки” снять КП не представляется возможным.
Иномарки тоже попадают в поле деятельности преступников. С зарубежных авто зачастую воруют молдинги и бамперы. Кому-то это дело может показаться невыгодным. Однако некоторые так не считают. Например, комплект б/у молдингов и бамперов от “мерина” оценивается в 1 000—1 500 долларов. Демонтаж занимает от 5 до 15 минут. Продать их нечистому на руку торгашу автозапчастями можно за 200—800 (как договоришься) “зеленых”. Еще повышенным спросом у воришек пользуются приборные панели от джипов и целые торпедо. Последние особенно часто похищаются из Toyota Land Cruiser. Виной тому — легкий доступ в салон авто без каких-либо спецсредств. Ну а оперативно демонтировать приборную панель — задачка простая. Короче говоря, воровство автозапчастей — настоящий серьезный бизнес, а не хулиганские шалости молодых отморозков, как думают некоторые сотрудники правоохранительных органов. И пока к этому криминальному бизнесу служивые будут относиться без должного внимания, он будет набирать обороты.