Посетив 1 июля офисы страховых компаний, уполномоченных торговать полисами “автогражданки”, корреспондент “МКмобиля” понял, что первыми дрогнули и сдались на милость страховщиков те автомобилисты, которых в ближайшее время поджидает техосмотр.
Именно они поспешили обзавестись полисами ОСАГО. В салоне компании “Ингосстрах” я насчитал более 30 человек, желающих застраховать свою гражданскую ответственность. Примерно половину жаждущих составляли представительницы слабого пола: женщины и в школе отличницы, и в получении полиса — пионеры. Ольга, так представилась мне собеседница, специально отпросилась с работы, чтобы с утра пораньше купить заветную бумажку. Для ее “девятки” она обойдется в 3 960 руб., что, по ее мнению, немало:
— Лучше бы на эти деньги я сыну хорошей одежды купила, — заметила она.
Однако приобрести полис женщина решила по-любому — в июле ее ожидает визит на очередной ТО, а без полиса “обязаловки” к процедуре не допустят.
С Пятницкой еду в новый офис “РЕСО-гарантии” на Воронцовом Поле. Очередей не наблюдается. На высказанное мной желание купить полис ОСАГО милая девушка пояснила, что сейчас их нет, но после обеда, заверила она, подвезут обязательно. Но если у меня “чешется” и я желаю немедленно застраховать свою автогражданскую ответственность, придется ехать в центральный офис...
Как стало известно, страховые компании 1 июля продали 50 тысяч полисов. Об этом заявил и.о. председателя президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Кургин.
Тем не менее он заметил, что продажа полисов не везде проходила гладко. К примеру, не во всех компаниях оказались стикеры на лобовое стекло, свидетельствующие о том, что владелец авто — счастливый обладатель полиса ОСАГО. Попутно выяснилось, что в некоторых регионах машины без тех же стикеров не принимались органами ГИБДД для регистрации, хотя до 1 января 2004 года милиционерам это делать предписано, если собственно полис имеется. Зафиксированы случаи прямого лоббирования иных страховщиков — в ряде областей гаишники признавали полисы только определенных компаний. Как заявил Кургин, РСА принял оперативные меры для исправления ситуации, и в ближайшее время недостатки ликвидируют.
По мнению представителя ГИБДД России Владимира Кузина, первый день продажи полисов “обязаловки” показал, что не было достаточного взаимодействия между органами ГИБДД и страховщиками. К примеру, органы ГИБДД не могли предоставить автовладельцам информацию о том, где они могут получить полисы. Кроме того, возникли проблемы из-за разных подходов к оформлению документов.
Закон есть. Но есть и надежда...
Хотя закон об “автогражданке” с 1 июля стал обязательным для всех автомобилистов, тем не менее у специалистов к документу по-прежнему сохраняются серьезные претензии. Однозначно выступая за этот закон, эксперты считают, что с его запуском несколько поспешили. Как заявил Алексей Зубаков, руководитель группы экспертов при Комитете по финансовым рынкам Совета Федерации, вопрос о несовершенстве закона не снимается с повестки дня: пострадавшему не обеспечена выплата объективной и справедливой страховой суммы. По мнению Зубакова, это породит многочисленные судебные разбирательства, что, в свою очередь, подорвет доверие автомобилистов к страхованию своей автогражданской ответственности. Декларированные законом права граждан реально защищаться не будут.
Позиция Совета Федерации — закон необходим. Но нужен четкий и продуманный механизм его реализации. Вот простейший пример. Очень вероятно, что осенью депутаты (перед выборами) проголосуют за более низкие тарифы. Что делать автомобилистам, которые после первого июля купили полисы ОСАГО? Получается, они финансово пострадают в отличие от тех, кто купит полисы уже после 1 января 2004 года. Есть и более существенный момент. В законе есть неясности, позволяющие компаниям “маневрировать” при наступлении страхового случая, трактуя в свою пользу то закон, то правила страхования. Исправления в тексте документа ряда неточностей необходимо сделать как можно быстрее, чтобы защитить наших автомобилистов.
На заседании секции по страхованию при СФ принято решение о внесении более серьезных поправок в закон на осенней сессии Госдумы.