2540

АЗС минус

На бортах “автосвинушек” читался написанный крупными буквами призыв к корпорации “DaimlerChrysler” оснащать все серийные автомобили с дизельными двигателями дополнительным противосажевым фильтром...
Поделиться

В один из дней у главного входа Международного автомобильного салона во Франкфурте активисты известной экологической организации “Green Peace” выкатили на зеленый газон несколько небольших авто, в том числе и малютку smart, перекрашенных в жизнерадостный розовый цвет. К их капотам были приклеены большие свинячьи рыльца с симпатичными пятачками, а к крышам — поросячьи уши.

На бортах “автосвинушек” читался написанный крупными буквами призыв к корпорации “DaimlerChrysler” оснащать все серийные автомобили с дизельными двигателями дополнительным противосажевым фильтром.

Эта акция гринписовцев была еще одним проявлением глубокой озабоченности европейцев (как и американцев, и японцев) загрязнением окружающей среды выхлопными газами автомобилей. И отражением готовности граждан доплачивать за дополнительные технические ухищрения производителей авто, принужденных в законодательном порядке очищать дыхание “стальных коней” согласно требованиям национальных стандартов. В Европе таким стандартом стал сначала “Евро-1”, сейчас — “Евро-2”, а совсем не за горами и “Евро-4”. В США стандарты еще жестче, а ведь у них уже маячит и “нулевой” приговор токсичным веществам в выхлопных газах.

Нам, в России, с ее огромным парком обветшалых автомобилей отечественного производства, которые и с новья-то уже ни в какие международные экологические рамки не укладывались, и с ежегодной прибавкой нескольких сот тысяч бэушных “иностранцев”, этих забугорных хлопот пока не понять. А уж раскошеливаться за “свежее дыхание” своего личного авто и вовсе “западло”. Но это — пока, хотя и в Москве, и в других городах автомобильный выхлоп по вредному воздействию на окружающую среду и здоровье горожан не уступает промышленным выбросам.

Электромобили не катят

Так вот, зарубежные автопроизводители, ощутив на деле, как трудно бороться за каждый процент снижения токсичности выхлопа, уже многие годы строят прототипы и мелкие серии машин, использующих другие энергетические схемы. Некоторые новинки были выставлены и на Франкфуртском автосалоне. Их можно разделить на работающие на природном газе, гибридные авто и оснащенные топливными элементами. Сразу оговоримся, что чистые электромобили не выставлялись — видно, ощутимого прорыва на этом направлении технического прогресса в автостроении пока нет.

Наименее эффективная и уже достаточно распространенная схема снижения токсичности выхлопа — ДВС, работающий на бензине и газе. Тем не менее “DaimlerChrysler” в качестве прототипа, который появится в продаже в будущем году, выставил Mercedes-Benz E 200 NGT, оснащенный 4-цилиндровым двигателем мощностью 163 л.с. Похоже, для покупателей авто Е-класса возможность поездить на газе и тем самым продемонстрировать “экологическую политкорректность” — уже какой-то особый шик, ведь стоимость бензина их обычно мало волнует. Впрочем, немецкая тюнинговая фирма “Rinspeed AG” также представила на выставке два “газмобиля” — Audi Allroad 2,7 Turbo и Opel Zafira.

Более перспективны, а главное, наработаны гибридные автомобили. В них бензиновый, дизельный двигатель используется или только для выработки электроэнергии для тягового электродвигателя и подзарядки аккумуляторов, или, кроме того, еще и как силовой агрегат с приводом на колеса. Таких прототипов или концептов, готовых к серийному производству, выставили на автошоу несколько компаний, но впереди всех “Toyota” c новой версией весьма удачного Prius, вовсю бегающего по дорогам Японии — с 1997 года версий этой модели выпущено уже 110 тысяч.

Чище пока не бывает

Для европейской премьеры Prius подвергся рестайлингу, в его конструкцию внесли некоторые изменения. Как и во многих премьерных моделях салона, в этом технологически продвинутом “японце” дизайнеры попытались совместить седан и универсал, то есть сделать его “многостаночником”. Кузов обладает хорошим аэродинамическим коэффициентом — 0,26, что повысило помимо гибридной силовой схемы его экономичность. С этой же целью облегчены капот, крышка багажника и бампер — они сделаны из алюминия.

Благодаря гибридной силовой схеме модель не только в высшей степени экологична, но и динамична, так как основной двигатель — мощный электромотор, с помощью которого ускорение достигается исключительно ровно и “гладко”. Высоковольтные батареи подзаряжаются как ДВС, так и во время замедления движения и при торможении и не требуют особого обслуживания. Они компактны и расположены под сиденьями пассажиров, не загромождая багажник с приличным объемом в 408 л.

Prius относится к D-классу и разгоняется до 100 км/ч менее чем за 11 секунд, максимальная скорость —170 км/ч. А расход топлива, как у дизельного авто В-класса, — 4,3 л на 100 км в городском цикле. Выхлоп модели значительно чище того, что требуют стандарты “Eвро-4”: выброс HC + NОx меньше на 88,8% допустимого для бензиновых и на 93% для дизельных двигателей. Если дизельный движок за средний ежегодный пробег выбрасывает в атмосферу 3 тонны СО2, то этот автомобиль — всего тонну. Таков его вклад в борьбу с глобальным парниковым эффектом.

Короче говоря, Prius — самый “чистый” серийный автомобиль в мире. Его сделали привлекательным для покупателя 5-летним гарантийным сроком без ограничения пробега, а в некоторых странах дали и экологические привилегии. Так, в Лондоне с его владельца не берут по 5 фунтов ежедневно за пребывание в центре города. (Кстати сказать, на днях видел Prius с правым рулем и в Москве — видно, приехала прямо из Японии).

“Реальную” гибридную модель показала на автосалоне и “Honda” — это версия Civic IMA c гибридной системой ДВД-электромотор, в которой электродвигатель помогает при больших нагрузках бензиновому. Она может появиться в продаже в Европе в будущем году и будет дешевле Prius.

Слезть с нефтяной иглы

Но подлинными экологически чистыми автомобилями можно назвать лишь те, в которых электроэнергию для тягового электромотора вырабатывают так называемые топливные элементы — из водорода, заполняемого в “бак” или получаемого на борту из метанола, метана или того же бензина и кислорода из атмосферного воздуха. А выбрасывается из их выхлопных труб вода. “Энергетический процесс” — результат химической реакции, открытой еще в XIX веке английским ученым Вильямом Гровом. В ХХ веке топливные элементы в силу их дороговизны использовали в основном для космических аппаратов. В XXI эта высокая технология уже довольно энергично отрабатывается на прототипах серийных автомобилей ближайшего, как считают, будущего — прогноз их массового появления на дорогах планеты — 10—40-е годы нового столетия.

На автовыставке во Франкфурте публика могла лицезреть несколько прототипов FC автомашин (аббревиатура английских слов “топливный элемент”) и даже покататься на одном из них. Изготовители этих моделей с абсолютно “чистым дыханием”, обещающих человечеству и избавление от массовой нефтяной зависимости, — почти все известные бренды, которые ведут в этой области НИОКР в течение последнего десятилетия.

Начнем с “DaimlerChrysler”. В его павильоне красовался минивен А-класса F-Cell с вырезанной для демонстрации компановки боковиной. Именно на его собрате и катали желающих по выставке, поражая седоков тишиной в салоне и плавностью хода. В нынешнем году 60 экземпляров F-Cell начнут работать в качестве почтовых машин, а в будущем к ним присоединятся 30 автобусов на топливных элементах Citaro, которые выедут на улицы десяти европейских городов.

Привлекала внимание посетителей автосалона и Honda FCX — первый в мире автомобиль на топливных элементах, уже предлагаемый для коммерческих продаж. Еще в декабре 2002 года версию модели показали в Лос-Анджелесе премьер-министру Японии Д.Коизуми и мэру города Дж.Хану, тогда же машина первая в своем классе получила сертификат годности для эксплуатации в штате Калифорния.

Несколько Honda FCX уже работают в лизинге у мэрии Лос-Анджелеса и ряда японских министерств, а с июля нынешнего года она появилась у дилеров. “Honda” планирует в течение ближайших двух-трех лет ежегодно выпускать FCX небольшими сериями по 30 машин.

Модель заправляется водородом под высоким давлением, бортовые водородные баллоны имеют специальную защиту на случай ДТП. Вес машины — 1 680 кг, максимальная скорость — 150 км/ч, пробег на одной заправке — 355 км. Электродвигатель — синхронный переменного тока мощностью 60 кВт (82 л.с.), максимальный крутящий момент — 272 Нм. Объем водородных баллонов 3,7 л, давление водорода в них — 5000 атм.

На автосалоне был выставлен еще один японский прототип машины на топливных элементах — X-Trail FCV от “Nissan”, уже получивший сертификат годности к эксплуатации на дорогах Японии. Он появится в ограниченной продаже в конце текущего года. “Nissan” разработала эту модель совместно с “Renault”, они вложили в проект 85 млрд. иен.

Машина оснащена мощными компактными литиевыми батареями, уже использующимися в электромобилях фирмы “Hypermini” и других гибридных моделях, и водородными топливными элементами. Длина этой пятиместной “зеленой” модели — 4 465 мм, ширина — 1 765 мм и высота 1 790 мм, максимальная скорость — 125 км/ч, мощность электродвигателя 58 кВт.

Россия снова впереди?

В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день камень преткновения для автомобилей на топливных элементах — их высокая цена (стоимость двигательной установки около $25 000, что в 10 раз выше стоимости ДВС аналогичной мощности) и отсутствие заправочной инфраструктуры. Однако эксперты полагают, что постепенно эти проблемы будут решены, так как человечество остро нуждается в переходе на эти экологически абсолютно чистые транспортные средства. Уже сейчас объем рынка FC автомобилей оценивается в $750 млн.

Справедливости ради отметим, что автомобилем на топливных элементах занимаются и на “ВАЗе”: мало кто из посетителей недавнего Московского автосалона не обратили внимание на “водородный универсал” ВАЗ-2111 “Антел-2”. Сжатый водород хранится под полом багажного отделения в сверхпрочных баллонах под давлением 400 атм. В машине использован отечественный электрохимический генератор (блок топливных элементов) “Фотон МВВ-25”. После заводских испытаний этой модели предполагается создать

“Антел-3”, на борту которого водород будет вырабатываться из бензина, что позволит довести пробег российского FCV до 950 км.

Ежели нашей стране не удалось преуспеть в производстве классных и качественных автомобилей с ДВС, то, быть может, повезет в области высоких технологий и мы станет автомобильной державой в самом продвинутом классе FCV? Хотелось бы верить…