Вашу “тачку” утащил на штрафную стоянку эвакуатор. Говоря официальным языком законов и постановлений, то же самое звучит как “перемещение транспортного средства посредством иного, специально оборудованного транспортного средства, на государственную муниципальную спецстоянку”. Впрочем, даже самая изобретательная подмена синонимов сути не меняет. Общие понятия остались прежними. Если кто-то еще не знает, то вот уже неделю припаркованный с нарушением Правил и мешающий движению автомобиль городские власти вправе переместить на штрафстоянку даже в отсутствие владельца.
Слово “эвакуация” действующим законодательством употребляется исключительно в контексте упоминаний о наводнениях, извержениях вулкана, военных действиях и тому подобных форс-мажорных катаклизмах. А по отношению к автомобилям мы теперь пользуемся терминами либо “перемещение” (с места на место при уборке снега), либо “помещение” (на спецстоянку при нарушениях КоАП). Так или иначе, но многие сограждане до сих пор впадают в священный трепет при упоминании о возможном визите к Минот..., простите, о помещении личного авто на спецстоянку.
Итак, в чем состоит принципиальное отличие новых положений. Отныне вашу машину могут: раз — передвинуть с места на место, в пределах 400 метров, если вы, не нарушая ПДД, припарковались в зоне уборки снега, и два — эвакуировать авто на спецстоянку, но это лишь когда парковка была с нарушением ПДД. Причем обе эти манипуляции могут быть проведены и в отсутствие водителя, достаточно инспектора и двоих понятых. Осуществлять все действия по передислокации машин в Москве уполномочена служба по хранению и перемещению задержанного транспорта. На сей день служба состоит из двух предприятий, подчиняющихся Комитету транспорта и связи Правительства Москвы. Это ГУП “Мострансконтроль” и ГУП ГТО (гаражно-технического обслуживания). Чтобы не путаться, Москву поделили между ними примерно пополам. В ведение ГУП “Мострансконтроль” попали: Зеленоград, Северный, Центральный, Южный и Юго-Западный округа. В остальных работает ГУП ГТО. Как ожидается, этот список может расшириться. Когда завершится процесс организации специальных муниципальных стоянок, их будет насчитываться по 3—4 штуки в каждом округе. Уже сегодня создана единая диспетчерская служба. Сюда должна стекаться вся информация о перемещенном транспорте. Там же организована и горячая линия для граждан, интересующихся местоположением своего авто. Помимо справки о дислокации машины здесь можно получить консультацию юриста по действующей законодательной базе. Бесплатно.
Похоже, что за нарушителей правил стоянки-остановки власти взялись серьезно. Об этом говорят хотя бы утвержденные временные тарифы на услуги службы перемещения. За участие в процессе эвакуатора придется выложить 1809 рублей 20 копеек, а каждый час пребывания на штрафстоянке обойдется в 52 рубля 70 копеек (без малого 1265 рублей в сутки). Претензии к службе перемещения о правомерности задержания автомобиля предъявлять бессмысленно, так как решение об эвакуации принимает исключительно сотрудник милиции. А вот материальная ответственность за ваше транспортное средство с момента начала погрузки авто на эвакуатор уже полностью лежит на ГУПах. Они несут ответственность за сохранность автомобиля не только во время перевозки, но и в процессе хранения на стоянке.
«Автогражданка» тоже
Что касается техники, то некоторое время назад Москва закупила 59 специальных машин. 15 из них представляют из себя эвакуаторы затягивающего типа на платформе “Бычка”, остальные — на шасси среднетоннажного МАЗа с австрийской крановой установкой.
По информации из ГИБДД, автомобили, нарушившие правила стоянки и остановки, будут увозить только в исключительных случаях. В первую очередь это касается беспредельщиков, зачастую бросающих машины даже на автобусных остановках. Тот транспорт, что мешает уборке снега, не нарушая Правил, скорее всего просто подвинут. Впрочем, принятие того или иного решения опять же целиком лежит на совести стражей порядка. И было бы глупо ожидать, что они станут с нами особо церемониться.
Еще одной “приятной” новостью, бесспорно, является начало “военных” действий по отношению к штрейкбрехерам от “автогражданки”. Штрафовать за отсутствие полиса, собственно, начали уже с 1 января, однако привлекать в виде поддержки эвакуатор инспектора ДПС смогли только с середины месяца — не было на то подробных инструкций и приказов. Между тем обстановка с этим пунктом сложилась, на наш взгляд, презабавнейшая. Дело в том, что задержание ТС происходит только в случае отсутствия у водителя страхового полиса “автогражданки”. Пикантность ситуации состоит в том, что эвакуация предусмотрена за забытый дома, но имеющийся в теории полис. Между тем за полное его отсутствие вас только оштрафуют на 5 или 8 МРОТ. И получается, что при менее значительном проступке — обычная забывчивость — вам “светит” как минимум эвакуатор (1809 рублей), а при более серьезном — нежелании покупать полис — максимум 800 рублей.
В этой связи мы не перестаем удивляться выкрутасам нашего родного законодательства.
Процедурный вопрос
Процедура задержания машины подразумевает составление протокола (в трех экземплярах) об административном правонарушении или задержании транспортного средства и акта приема-передачи машины (в трех экземплярах).
В протоколе расписываются нарушитель, инспектор ДПС и уполномоченное лицо, приехавшее забирать машину. В нем инспектором делается пометка о задержании авто и прилагается акт приема-передачи, состоящий из двух страниц, где обозначены данные владельца, описана комплектация машины, какие она имеет механические повреждения, что находится внутри из личных вещей. Кстати, служба перемещения за сохранность вещей, не относящихся к штатной комплектации автомобиля (сумки, барсетки, лыжи и т.п.), ответственности не несет. Об этом стоит помнить всегда.
Итак, если у нарушителя забрали машину на спецстоянку, то для ее возврата перво-наперво он должен решить свои проблемы с ГИБДД. То есть заплатить штраф за нарушение Правил дорожного движения. Оригиналы и копии составленных документов распределяются по одному экземпляру между ГИБДД, водителем машины и представителем службы перемещения. Копии протокола и акта сопровождают автомобиль по дороге на стоянку. На стоянке другое материально ответственное лицо сверяет данные акта с реальным положением дел, и если расхождений нет, принимает авто на хранение.
После того как все проблемы с ГИБДД улажены, владелец со всеми документами приходит на стоянку. Далее у него будет два варианта: либо получить квитанцию и оплатить услуги за эвакуацию и хранение машины через отделение Сбербанка, либо оплатить то же самое в местной кассе наличными. В последнем случае он может тут же забрать свое авто. При этом процедура подразумевает составление акта выдачи. Владелец, осмотрев автомобиль, должен сверить его состояние и комплектацию с указанными в акте приема-передачи. Если все в порядке, то он подписывает акт выдачи. Если у владельца имеются претензии, они тоже должны быть отражены в этом документе для последующего разбирательства.
Есть и некоторые неудобства. Принять наличные, выдать кассовый чек и сам автомобиль вам смогут строго с 8.00 до 20.00. Как объяснили нам в “Мостехконтроле”, это обусловлено соображениями безопасности. В темное время суток нежелательно, чтобы на стоянке находились посторонние, так как администрация несет ответственность за находящиеся здесь материальные ценности. Однако это не значит, что если вы решили вопрос с ГИБДД, скажем, только к 21.00 и явились на стоянку со всеми документами, то вам придется дожидаться следующего утра и переплачивать за 12 часов простоя. В службе перемещения заверили, что секундная стрелка будет остановлена в момент вашего появления, и до утра ваше авто будут хранить и оберегать бесплатно.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Владимир ОСТРОВСКИЙ, заместитель начальника УГИБДД ГУВД Москвы:
— Подразделения столичной Госавтоинспекции получили четкие инструкции о порядке действий в случае нарушения гражданами пунктов законодательства, предусматривающих задержание транспортного средства.
Задержание транспортного средства производится в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях”. Инспектор ДПС обязан задержать транспортное средство при отсутствии у водителя регистрационных документов на машину, в случае отсутствия водительского удостоверения, доверенности установленного образца на управление автомобилем, при управлении автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Наши сотрудники обязаны вызвать эвакуатор в случаях, если водитель пьян или отказывается от законного требования инспектора пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Среди новых пунктов в этом списке я бы отметил нарушение правил стоянки и остановки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств, а также правил стоянки и остановки в тоннеле. В случае отсутствия на руках у водителя полиса страхования гражданской ответственности в соответствии с действующим законодательством инспектор теперь также обязан организовать перемещение автомобиля на спецстоянку до устранения причины задержания. Этого требует закон, а мы лишь обязаны обеспечить его соблюдение.
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-президент “Движения автомобилистов России”:
— Эвакуация нарушает Конституцию и новый КоАП РФ. Напомним, что статья 12.19 категорически запрещает эвакуацию машин как в случае нарушения их владельцами правил стоянки и остановки (поставил машину под запрещающим знаком), так и за нарушения правил парковки (отказался платить вымогателям в униформе). Статья 12.36, во-первых, запрещает эвакуацию в любых иных случаях, а во-вторых, карает за подобные действия дважды: штрафом в 20 МРОТ с обязательной конфискацией подобных машин и механизмов.
Отстаивая свою точку зрения, представители мэрии и ГАИ ссылаются на статью 27.13 Кодекса. Следует заметить, что она предусматривает задержание машин. Какая разница с эвакуацией? Депутаты, принимая Кодекс, и президент, подписывая его, подчеркнули, что возможны различные формы задержания транспортного средства (поставили машину у пикета ГАИ, инспектор отстранил пьяного водителя от управления, сам сел за руль и перегнал автомобиль на стоянку). Запрещается лишь самая варварская и грабительская — эвакуация.
Кроме того, в статье 27.13 КоАП РФ указано, что автомобиль задерживается “до устранения причины задержания”, но не до оплаты навязанных услуг. Постановления же исполнительной власти искажают Кодекс и вводят кардинально иную схему: авто можно получить только после оплаты услуг по эвакуации и хранению. Да и сам термин “эвакуация” чиновники заменили на формулу “перемещение одного транспортного средства при помощи другого”. А это другое и есть эвакуатор.
Поэтому водители и пассажиры могут смело оказывать физическое противодействие эвакуаторщикам. На страже их интересов стоят как упоминавшиеся статьи КоАП РФ, так и статья 14 ГК РФ (“Самозащита гражданских прав”), а также статья 37 УК РФ (“Необходимая оборона”). Представители правоохранительных органов пугают очень часто в подобных случаях статьей, предусматривающей ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции. Однако Верховный суд РФ в своих документах неоднократно разъяснял, что законным является только такое требование, которое основано на федеральном законе, а не на инструкции, постановлении или приказе.
Думаю, что подобные антиконституционные постановления рано или поздно будут отменены через суд.
Сергей ШАМИЛИН, начальник “Службы перемещения и хранения автотранспорта города Москвы”:
— Предвидя негативную реакцию общественного мнения на появление спецстоянок, хочу подчеркнуть, что в таком мегаполисе, как Москва, порядок необходим. В противном случае не избежать хаоса. Главное, что людям, не нарушающим закон, ровным счетом ничего не грозит. Перемещаться будут автомобили, в отношении водителей которых сотрудником милиции (инспектором ДПС или участковым инспектором) вынесено соответствующее решение, на основе, опять же, действующего законодательства.
Временные тарифы на перемещение и хранение были разработаны Комитетом транспорта и связи Правительства Москвы по методике, согласованной с Департаментом экономического развития города. В этом вопросе сегодня никаких неясностей нет. Тарифы едины для всего города. Лишь когда Минэкономразвития РФ разработает свои методические рекомендации, а произойдет это через несколько месяцев, действующие сегодня московские тарифы будут обязательно пересмотрены в рамках общероссийской методики.
На этот раз ни о каких коммерческих стоянках речь категорически не идет. Предусмотрены исключительно муниципальные площадки, где будут вестись жесткий контроль и вооруженная охрана собственности граждан. Сегодня уже на 23-х существующих государственных спецстоянках мы можем гарантировать сохранность автомобиля, вплоть до самой мелочи. Если в силу каких-либо причин ущерб все же будет причинен, то мы несем за это полную материальную ответственность перед владельцем авто.
И в заключение напомню, что за первые три часа нахождения автомобиля на стоянке плата взиматься не будет.
Алексей ГАВРИЛОВ, директор ГУП “Мострансконтроль”:
— На сегодняшний день существует уже 23 стоянки. Принципиальный момент — отсутствие в данном виде деятельности коммерсантов, отсюда единые государственные тарифы по всему городу. Уже в начале ноября 2003 года префектуры начали активный поиск и подбор площадей для организации наших спецстоянок. В связи с этим поступали предложения использовать земельные участки, находящиеся в частной собственности, однако городская администрация на это не пошла, стали искать муниципальные земли.
Единственное, где мы не будем отказываться от помощи коммерсантов, так это в части эвакуаторов. Тех 59-ти машин, имеющихся сейчас в наличии, может не хватить. Статистика показывает: начиная с 20 декабря 2003 года по 1 января 2004 года в Москве регистрировалось в среднем 436 нарушений в сутки, подпадающих под задержание транспортного средства. Как вы понимаете, сюда пока не вошли водители, не имеющие на руках полиса “автогражданки”. Если учесть, что эвакуатор в обычном режиме за сутки может вывезти 4—5 машин с учетом “пробок”, то простая арифметика дает нам только повод для беспокойства. Поэтому не исключено, что пока город не обзаведется в достаточном количестве собственной техникой, эвакуаторы придется брать в аренду, если, конечно, люди резко не перестанут нарушать Правила.
По постановлению Правительства России №759 от 18 декабря 2003 года Минфину поручено подготовить методики и выработать рекомендации по расчету тарифов за перемещение и хранение автомобилей на спецстоянках. На сегодняшний день Департаментом экономической политики и развития Москвы утверждена временная методика. Именно по ней посчитаны действующие тарифы, которые, кстати, состоят в значительной степени из затратной части. Почему цифры все же оказались такими высокими? Нужно оборудовать новые и обслуживать уже существующие стоянки. Основную долю денег “съедает” охрана. Она на каждой стоянке вооруженная. На стоянку до 70-ти машино-мест положен один вооруженный охранник, от 70-ти и до 250-ти — двое. Если стоянка будет еще больше, то и количество охраны увеличится. Для охраны привлекаются бойцы из вневедомственной охраны. Помимо этого в целях пресечения возможных разбойных нападений на каждой стоянке будет оборудована так называемая тревожная кнопка для экстренного вызова подмоги.
НАША СПРАВКА
964-8581 — телефон единой диспетчерской службы по вопросам, связанным с перемещением транспортных средств;
964-8597 — телефон “горячей линии” Комитета транспорта и связи для граждан.
Позвонив по этим телефонам, вы можете уточнить место, куда перемещена ваша машина.