1337

Бурлаки на «Волге»

Похоже, нынче работать в такси (профессионально) идут неудачники или люди, по разным причинам не сумевшие найти себя в современных рыночных дебрях.
Поделиться

Похоже, нынче работать в такси (профессионально) идут неудачники или люди, по разным причинам не сумевшие найти себя в современных рыночных дебрях.


Правда, могут работать водителем такси в Москве только самые расторопные, если хотите — пронырливые и выносливые люди. Способные не вылезать из-за “баранки” по 12—14 часов кряду, соблюдая при этом все меры предосторожности и не забывая о заработке. Как же случилось, что одна из самых “хлебных” по советским меркам и завидных профессий вдруг превратилась в яму, где последнее время находят пристанище лишь те, кому больше некуда податься? Иначе как объяснить надписи крупными буквами практически на всех таксомоторах о приеме на работу водителей?

Впрочем, все это лирика. Как сегодня устроиться на работу в такси, что для этого требуется и стоит ли вообще это делать? Мы обзвонили с десяток компаний, пообщались с водителями таксомоторов. Оказалось, устроиться можно. Имея значительный профессиональный стаж за рулем — получить работу легче, сложнее — когда вы новичок. Но в этом случае вы сможете трудиться на своей машине, а это уже иные условия. Насколько нам стало ясно, в разных фирмах подход индивидуальный. Записаться в ряды московских таксистов могут как жители Москвы, так и приезжие. Последние, кстати, скорее всего, скоро вытеснят москвичей с этого рынка (что косвенно подтверждает и непрестижность, и невысокую доходность работы в такси). И наконец, стать сегодня профессиональным таксистом можно, используя (арендуя) как чужую машину, так и свою собственную.

Итак, обо всем по порядку. Алгоритм действий простой: выхожу на улицу и жду, когда мимо проедет автомобиль с шашечками. А вот и он. На желтом боку 31-й “Волги” жирно выведен телефон фирмы, где требуются водители. Звоню, здрасьте. Перво-наперво девушка-диспетчер выясняет, где я прописан. Плотоядно удовлетворившись московской регистрацией, напористая дамочка интересуется профессиональным водительским стажем. Я ответил честно — 2 года, после чего мне сказали “до свиданья”. Вывод первый: желательна московская или ближайшая подмосковная прописка. Вывод второй: чтобы кататься на арендованном таксомоторе, обязательно нужен профессиональный стаж, и лучше стаж таксиста. Если в вашей “трудовой” наберется хотя бы три года профессиональной водительской деятельности, то милости просим. А нет — извините.

Едем дальше. Позвонив по телефону, начертанному на борту Hyundai Accent, решил схитрить, да простят меня все введенные в заблуждение. Похвастав пропиской, я, не моргнув глазом, тут же объявил о своем богатейшем опыте работы водителем. Дескать, профи, пробы негде ставить. Раз так — насторожились на том конце провода — приезжайте на собеседование. Поглядим, что вы за “фрукт”. При себе иметь: паспорт, трудовую книжку, медицинскую справку и водительское удостоверение. При работе на иномарках отношения с работодателем складываются строго на арендной основе. Как потом выяснилось, именно так строится работа практически на всех московских предприятиях. В данном случае, когда автопарк состоит из иномарок Hyundai и Citroёn, работодатель просит, а точнее, требует за суточную аренду машины от 1300 до 1500 рублей. Если трудиться одному, то отдохнуть вам позволят только четыре дня в месяц. Хотя работать можно и с напарником. Главное, чтобы машина не простаивала. Все машины оборудованы радиосвязью. Заказами обещают обеспечить, но на практике никто не даст гарантии, что их окажется достаточное количество и они поступят именно вам. Бензин — за свой счет, правда, 50% затрат на ремонт, а для иномарок он недешевый, фирма берет на себя. Опытные таксисты со стажем благодаря своим уловкам и наработкам умудряются “выкатывать” за смену 2000—2500 рублей. Но новичкам такие суммы недоступны, если, конечно, это не новогодняя ночь. Хорошо, если привезешь “план”. Многие устраиваются на работу в такси, рассчитывая через три года аренды получить автомобиль (или то, что от него останется) в собственность. Именно так фирмы стараются предотвратить текучесть кадров. Впрочем, нам так и не удалось найти человека, “оттрубившего” весь срок от звонка до звонка. Да и что, скажите, останется от того же Citroёn или Hyundai после нещадной (150—200 тысяч км пробега в год) эксплуатации в течение трех лет? Одно название.

От “Волги” уж точно ничего приличного не останется. Хотя аренда “Волги”, уже на другом предприятии, встанет вам несколько дешевле, можно уложиться в тысячу рублей за сутки. Конторы при этом, оставляя вам расходы на бензин, ремонт транспорта берут на себя.

Сотрудники бывших таксопарков, где еще теплится какая-то жизнь, в один голос утверждают, что работать на арендованной машине соглашаются только от безысходности. Хлебнув таксистского лиха, любители быстро соскакивают с дистанции. Текучесть кадров бешеная. Остаются только те, кому удалось купить хорошее и прибыльное место или, на худой конец, ухватить за кончик тоненькую ниточку настоящего таксистского мастерства. Проскочить, избежав заторы, бесполезный для поиска клиентов район — это тоже искусство, которому надо долго учиться. Более или менее стабильно чувствуют себя те, кому удалось найти постоянных клиентов, способных обеспечить стабильный доход.

Между тем работать в такси можно и на собственном автомобиле. Здесь уже ни стаж, ни прописка особого значения не имеют. Основное условие — наличие свежего и хорошо сохранившегося авто. Стаж работы в такси, естественно, приветствуется во всех фирмах. Принцип следующий. На вашу машину устанавливается дополнительное радиооборудование. Причем за cаму установку, разрешение на использование и последующее гарантийное обслуживание нужно, как правило, заплатить сумму, эквивалентную примерно $40. Ежемесячная аренда эфира обойдется еще примерно в тысячу рублей, и 20% от всех поступающих заказов нужно привозить в офис. Оставшиеся 80% — в вашем распоряжении. Понятно, что бензин и ремонт полностью за свой счет. График работы достаточно строгий — сутки через трое. Реже выходить на линию нельзя, могут уволить и лишить эфира. Впрочем, обычно люди работают сутки через двое. Цены на заказы тоже устанавливает фирма.

А зачем такие сложности и затраты, связанные с радиосвязью, когда связь мобильная с успехом может ее заменить — спросите вы. И будете абсолютно правы. Некоторые компании используют именно личные мобильники водителей. Правильно подобрав тариф, на входящих звонках можно здорово экономить. Многие таксисты порой идут на сознательный отказ от радиосвязи. Объясняется это просто: многие мальчики-водители довольно тесно дружат с девочками-диспетчерами, и последние, при поступлении выгодного заказа, сразу же передают его своим избранникам по мобильному телефону, минуя радиоэфир. Так что половой вопрос в такси — не на последнем месте. Хотя недостаток природного мужского обаяния можно с лихвой компенсировать щедрым “откатом” тому же диспетчеру после каждого выгодного заказа. Таким образом, самым предприимчивым удается заработать значительно больше.