1941

Кочевники

Какой московский автомобилист не чертыхался, когда его в “пробке” на МКАД не прижимал к машинам соседнего ряда так называемый дальномер — большегрузная фура, водитель которой свысока и издевательски наблюдает за трепыханиями “частника”. Однако без этих автопоездов наш город оголодал бы: столица давно превратилась в одну гигантскую перевалочную базу — ежедневно тысячи машин везут к нам продукты и ширпотреб, стройматериалы и металлопрокат, чтобы другие тысячи перевозчиков, забрав попутный груз, отправились с ним в иные регионы страны.
Поделиться

Какой московский автомобилист не чертыхался, когда его в “пробке” на МКАД не прижимал к машинам соседнего ряда так называемый дальномер — большегрузная фура, водитель которой свысока и издевательски наблюдает за трепыханиями “частника”. Однако без этих автопоездов наш город оголодал бы: столица давно превратилась в одну гигантскую перевалочную базу — ежедневно тысячи машин везут к нам продукты и ширпотреб, стройматериалы и металлопрокат, чтобы другие тысячи перевозчиков, забрав попутный груз, отправились с ним в иные регионы страны.


Сколько большегрузов ежедневно приезжают в Москву? Боюсь, точной статистики нет, хотя известно, что только в столице зарегистрировано более 250 000 грузовых автомобилей. По оценкам экспертов-транспортников, в летний сезон ежедневно в наш город только по Ленинградке прибывает по разным делам по 400—500 автопоездов. А радиальных магистралей к Москве насчитывается восемнадцать! Несложно подсчитать, что всего в столицу приблизительно всякий день держат путь не менее 5000 “дальномеров”. И столько же с попутным грузом едут обратно. Вот и подошли к главному: куда же они все деваются — фура, поди, не иголка в стогу сена...

Еще несколько лет назад на близлежащих к МКАД улицах по вечерам можно было видеть десятки ночующих автопоездов. Особой любовью у “дальнобойщиков” пользовалась Рябиновая улица, где насчитывалось целых три подобных стоянки. Однако время идет, и городские власти, уступая пожеланиям трудящихся, убрали их за Кольцевую. На тепленьких местах понастроили заправки, всякие там маркеты и шопинги.

Сегодня практически на каждом въезде в город есть примитивная стоянка, а то и две. А всего, по оценке Александра Котова, председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, близ столицы расположено свыше 40 стоянок для “дальнобойщиков”. Львиная часть из них — “гадюшники”. Без воды, электричества и с дощатым сортиром со “сталактитами”, но с непременным охранником на воротах для сбора “постойных”. Цена такого убежища обходится водителю в 100 “деревянных” за сутки. Не хочешь — кукуй на трассе или в глухом столичном тупике в ожидании вечно голодных ментов и бандюганов.

О бедном водиле замолвите слово

Если по Дмитровскому шоссе ехать из Москвы, то сразу за Кольцевой, по правую руку, увидите стоянку большегрузов. Она же — мелкооптовый рынок по совместительству. Кстати, и в розницу тоже торгуют. Так вот, сейчас, зимой, там ночует по 50—100 трейлеров. Как рассказали “МКмобилю” старожилы стоянки-рынка, летом съезжается до 200 автопоездов. Цена постоя: для автопоездов — “сотка”. Для “одиночек” — ЗиЛов и ГАЗов — в два раза дешевле. Каждая машина фиксируется на въезде и выезде. Оплачивают стоянку водители только на выезде: чтобы не создавать помех для движения по Дмитровскому шоссе.

У стоянки есть одна интересная особенность — как правило, здесь останавливаются водители из Дагестана, а по соседству, через пустырь, — азербайджанцы. Хотя они одной веры, но не смешиваются. Видимо, у каждого народа своя гордость имеется. Водители-славяне тоже встречаются, но мало: по 5—6 машин. В основном из Питера, Краснодара и Ставрополья. Тусуются браты с дагестанцами. Понятно — все они россияне. Находятся шофера здесь по нескольку дней, пока не попадется попутный груз. Признаемся, жизнь их легкой не назовешь: и зимой, и летом коротать денечки приходится в кабине большегруза. А какие удобства у наших “мазуриков” и “татаринов” (МАЗов и КамАЗов то есть) — простым гражданам хорошо известно. Надо сказать, эта стоянка, пожалуй, самая обустроенная из всех, которые мы увидели за нашу поездку. И активно посещается жителями прилегающих к Дмитровской трассе спальных районов.

Как уже говорили, для аборигенов привлекательна стояночка овощной торговлей. Лучок, свеколка, морковка, капустка. Даже картошечка по 4—5 рублей за килограмм — мечта каждого настоящего пенсионера. Кроме того, летом нереализованную продукцию иной раз специально для пожилых складывают за бесплатно где-нибудь в уголочке. Короче, 20% всего овощного рынка столицы, по утверждению старожилов стоянки, приходится именно на этот рынок. Так что рекомендуем. А вот для водителей, вынужденных коротать денечки, единственная отдушина — кафе или игровой зал. Южане народ горячий — бывает, сколько заработали, столько там и оставили. Помыться тоже есть где, хотя, конечно, это не выглядит как пятизвездочный отель, но смотрится более-менее прилично.

Кстати, для водителей-южан, кто к вопросам веры подходит серьезно, имеется “комната для молитвы”. Не бог весть что — сарайчик с виду, но все же. Интересная деталь — на стоянке специально для водителей организована регистрация в Москве. Месячная прописка в Первопрестольной стоит всего 100 руб. Если бы шоферюга пошел своим путем, она обошлась бы чуть ли не в тысячу “деревянных”. Сделана эта услуга для защиты водил от некоторых алчных стражей порядка. Известно: тормозит патруль приезжего южанина, а тот по-русски три слова знает, образование — четыре класса средней школы, но вот энную сумму при себе имеет.

И понеслось, и поехало. А что в Москве делаешь? Пачпорт где? А регистрация? Водила руками разводит: да я всего на три дня приехал...

— Ах, нет регистрации? — говорят патрульные. — Тогда милости просим к нам в гости. Или как?

Понятно, на посиделки в милицию по доброй воле не идут. Вот и приходится водителю выбирать “или как”. И связано это с потерями не только моральными, но и материальными... Все, что заработал, то и отдал безропотно. Известно: супротив власти не особо-то попрешь. Особенно в столице.



Клановая система

Конечно, если сравнивать, как у “нас” и как у “них”, там, за границей, все виденное на МКАД — не в нашу пользу. Возможно, наши бизнесмены еще не готовы вкладывать деньги в придорожный сервис для “дальнобойщиков”. А возможно, водители еще “не доросли” по своим деньгам платить за хорошее обслуживание. По крайней мере нам “дальнобойщики” рассказали, что предпочитают на ночь оставаться в кабине грузовика. Водитель отвечает и за груз, и за сам автопоезд ценой в десятки тысяч долларов, и на совесть охранника вряд ли оставит это хозяйство. Зимой холодно, но у каждого “рулилы” есть теплый спальник. Скажем, в Volvo или MAN можно неделю, а то и больше жить как в средней руки гостинице. В некоторых моделях даже рукомойник и холодильник имеются. Но вот отечественные тягачи, если они не оборудованы печкой-“автономкой”, приходится “гонять” всю ночь напролет. Что, понятно, хорошей экологии городу не добавляет.

Когда едешь по МКАД, стоянок для большегрузов встречается немало. Все они условно делятся по землячествам. Здесь — питерцы, там — краснодарцы, еще дальше — водители из Казахстана. Например, дагестанцы известны дешевыми перевозками, а вот у москвичей и питерцев они самые дорогие. Зато, как рассказали знающие люди, еще не было случаев, когда бы груз не дошел до получателя с Дмитровской стоянки.

Как говорится, “клановая” система дает свои гарантии...



Комфорт за свои деньги

Впрочем, и у стоянок бывают исключения. Когда мы мчались по Кольцевой, Александр Котов показал на таможенный терминал из красного кирпича с башенками и еще черт знает с чем:

— Вот здесь отдыхают турецкие водители. Сравните их условия с нашими. Тут и маленькая гостиница, и сауна, и столовая. Все чистенько. Но только для иностранцев...

Еще одна стоянка для грузовиков на МКАД, которую мы увидели из-за высоченного забора, предназначается для автовозов. На этой территории тоже имеются все удобства, но, понятно, нам туда даже ползком не проползти — стоянка охраняется как военный объект. На автовозах застыли дорогущие Mercedes BMW и Audi, охотников до которых в Москве превеликое множество.

А вот еще одна площадка для отдыха “дальнобойщиков” — на 23-м километре МКАД. По сравнению с Дмитровской стоянкой — место практически необорудованное и даже пустынное. Если бы не указатель — проскочили бы и не заметили. Кроме шатрового кафе и дощатого сортира, ничего нет. Даже так необходимый душ для водителей находится чуть ли не за километр — на территории торгового центра. Об этом ненавязчиво напоминает объявление на бетонном заборе. Честно говоря, сомнительно, чтобы водитель поплелся в такую даль даже ради воды. А вот цена постоя такая же, как на Дмитровской стоянке, — 100 рублей.

Еще одна стоянка, довольно известная в “узких” кругах, располагается в Солнцеве. Она туда переехала с Рябиновой улицы и вмещает не менее сотни автопоездов. На территории — кафе и даже “гостиница” из нескольких строительных вагончиков. Но водители по привычке предпочитают кабины тягачей.

А вот еще один интересный опыт по оборудованию стоянок. Группа водителей, как говорится, скинулась и арендовала на территории подмосковной автобазы часть здания, где оборудовала комнату отдыха — душ, туалет, кровати, телевизор и огромный самовар для души. Единственное, что огорчило нас, когда мы приехали взглянуть на это чудо, — пустая стоянка. Оказалось, все водители успешно загрузились и разъехались кто куда.



Гаишники поклоняются вуду

Известно, как “обожают” друг друга водители большегрузов и гибэдэдэшники. По утверждениям первых, многие бы товары стоили в Москве дешевле, если бы им не приходилось в себестоимость перевозок закладывать “отступные” милиционерам. С другой стороны, сами водилы — не ангелы и свою деньгу не упустят. Так и живут.

— Стоит остановиться вблизи поста, глядишь — бежит, сердешный, ножками перебирает, палочкой полосатой крутит, — ухмыляются перевозчики. — И начинает приставать на ровном месте: то документы не такие как надо, то у машины колеса разъезжаются. А цель-то у него одна: как бы срубить с водителя “соточку”, на худой конец “полтинничек”...

Вот как, по словам водителей, строят всяческие козни трассовые гаишники. Например, могут на посту тормознуть автопоезд и затребовать все документы для проверки. И еще техпаспорт для солидности попросят. Покрутит бумаги инспектор и возвращает водителю: мол, товарищ, все в порядке. Счастливого вам пути! Понятно, у водилы тяжкий груз с плеч долой. Он, радостный, что без денег “на лапу” обошлось, — по газам и деру с поста. А через двадцать километров на другом пикете его останавливают, и процедура понеслась по новой.

— А техпаспорт на машину где? — ласково его спрашивают. Глядит водила — а документика-то и взаправду нет.

А гибэдэдэшник и говорит:

— Тут с соседнего поста передали — нашли твой потерянный техпаспорт. Давай, за 500 рубликов его доставим в целости и сохранности.

А вот еще история. Как известно, водители вешают на тягач дополнительный топливный бак. Как раз с той стороны, где номер на раме выбит. Останавливают на трассе инспектора машину и изъявляют желание номерок на раме посмотреть. А там же бак висит! Ну и говорит водиле гаишник:

— Что-то не вижу я ничего. Происхождение машины получается темное. Пожалуйте на штрафстоянку... Понятно, можно туда и не ехать, но за отдельную плату.

А некоторым особо ненавистным водителям гаишники выкалывают... глаза. Не вживую, конечно, а на водительском удостоверении. Я бы этому не поверил, если бы водитель Сергей на Каширской стоянке не показал справку из УВД, в которой так и написано: “Водительское удостоверение испорчено (путем выкалывания острым предметом глаз)”. Вот как в жизни бывает.

Ну и еще одна история на дорожку про то, как выманивают деньги у водителей. Если у гаишника есть подозрение на перегруз, то “дальномер” загоняют на весы. А перед ними делают маленькую такую ступеньку. Поскольку кушать хотят все, автопоезда загружают под завяз. Ну и, съезжая со ступеньки, машина давит всей тяжестью загруженной оси, и весы в итоге показывают перевес. Освобождение от перегруза стоит от 1000 до 2000 руб.