Наши автопроизводители весь прошлый год ускоренными темпами модернизировали свои старые модели и готовились к выпуску новых. За это же время конкуренты из “Ford”, “Renault”, “Huyndai” и “Kia”, “окопавшиеся” в России, добились пятикратного роста производства, и наши уже почувствовали их горячее дыхание. Что можно ожидать от отечественных автозаводов в этом году?
От ОАО “ГАЗ” ждут появления на сборочном конвейере в начале 2004 года новой рестайлинговой модели легкового автомобиля ГАЗ-31105 “Волга” ориентировочной ценой в 172 000 рублей. Автомобиль внешне существенно усовершенствуют, ревизия предстоит в конструкции узлов, агрегатов, подвески. Предстоит внедрить системы нейтрализации выхлопных газов и управления подачей топлива, соответствующими нормам “Евро-2”. Будет установлена новая коробка передач и новые сиденья, расширен набор опций, устанавливаемых за дополнительную плату, существенно улучшены ходовые качества. Короче говоря, “Волга” меняется к лучшему и продолжает жить. Не случайно в 2004 году ее выпуск вырастет до 68,4 тыс. единиц, или более чем на 20% в сравнении с 2003 годом.
По данным “АСМ-Холдинга”, Нижегородский автозавод ежегодно тратит на научно-исследовательские и конструкторские работы 350—400 млн. руб. Совершенствования ведутся по всему модельному ряду. Например, принятая программа модернизации грузовых автомобилей будет ориентирована на достижение соответствия требований по сертификации для выполнения норм “Евро-2”; осваивается производство нового грузового автомобиля городского типа ГАЗ-3310 “Валдай” грузоподъемностью до 4 тонн, его ежегодный выпуск планируется довести до 30 тыс. штук. Мощности по производству автомобиля ГАЗ-2330-11 “Тигр” будут доведены до 350 единиц в год.
Основная задача для ГАЗа на 2004 год — повысить имидж своих автомобилей и сделать их более конкурентоспособными на рынке.
С конвейера ОАО “УАЗ” сошел модернизированный “UAZ-Hunter” с двигателем ЗМЗ-409, соответствующим нормам “Евро-2”. Объявлено о намерении создавать новый завод для производства принципиально нового автомобиля УАЗ-3163 мощностью 50 тыс. единиц в год.
Еще в декабре 2003 года в опытно-промышленном производстве “АвтоВАЗа” началась предпилотная сборка автомобилей Лада-1118 “Калина”, в ноябре 2004 года состоится выпуск этого автомобиля с обкаткой сборочного конвейера, а с начала 2005 года он будет собираться для продажи. Для этого автомобиля и автомобилей “десятого” семейства готовится производство нового двигателя объемом 1,6 литра, соответствующего нормам токсичности “Евро-3”.
Волжский автозавод расчищает место для производства более современных автомобилей. Снимаются с производства в ближайшее время как в ОАО “АвтоВАЗ”, так и в ОАО “РосЛада” автомобили “девятого” семейства. Их место займут автомобили серии “Самара-2”: “Лада-115” и “Лада-114”.
По мнению специалистов “АСМ-Холдинга”, важнейшее достижение “АвтоВАЗа” в 2003 году, которое сыграет решающую роль в укреплении позиций предприятия на российском рынке, — реформа сервисно-сбытовой сети, введение единых отпускных цен и увеличение сроков гарантии на все автомобили.
В прошлом году по инициативе “АвтоВАЗа” получила развитие идея индустриального парка для размещения производства автокомпонентов, в первую очередь для перспективных моделей — автомобилей “Калина” и “Лада-2170”. Успешная реализация этого проекта, по мнению специалистов, станет настоящим прорывом в области создания в российском автопроме индустрии автокомпонентов нового качества.
Все более ощутимый вклад в общее производство легковых автомобилей в России вносят совместные предприятия и автозаводы со 100%-ным зарубежным капиталом.
По экспертной оценке “АСМ-Холдинга”, за прошлый год производство таких автомобилей, включая автомобиль “Chevrolet-Niva”, возросло в 4,8 раза по сравнению с 2002 годом. Всего изготовлено 53 570 машин, или 5,3% (в 2002 году — 1,1%) от общего количества произведенных в России легковых автомобилей. В частности, в ЗАО “Автотор” изготовлено 8415 единиц, или в 1,47 раза больше, чем в 2002 году, в ОАО “ТагАЗ” — 5896 единиц (+136,8%), в ОАО “Автофрамос” — 1239 единиц (в 8,3 раза больше, чем в 2002 году). ЗАО “GM-АвтоВАЗ”, декларировавший на 2003 год производство 35 000 внедорожников, смог выйти только на уровень 21,8 тыс. Несколько меньше запланированного выпущено автомобилей в ЗАО “Ford Motor Company” — 16 261 автомобиль.
Тем не менее именно прирост производства на этих предприятиях позволил автопрому перешагнуть в 2003 году миллионный рубеж выпуска легковых автомобилей. Роль и вклад этих компаний в автомобильное производство России, судя по их намерениям, должны расти высокими темпами.
В планах “GM-АвтоВАЗ” на 2004 год выпуск 60 000 “Chevrolet-Niva” и на 2005 год — 75 000 внедорожников и 17 000 автомобилей “Chevrolet Viva” (на базе Opel Astra).
ЗАО “Ford Motor Company” намеревается выпустить в 2004 году 22 000 автомобилей, в 2005-м — 25 000.
У “Автофрамоса” новый проект по автомобилю Х90 предусматривает создание мощностей по выпуску 120 000 авто к 2007 году.
ЗАО “Автотор” в 2004 году планирует выпустить 20—24 тысячи легковых автомобилей и примерно 2 тысячи малотоннажных грузовиков, расширяя модельный ряд за счет освоения производства внедорожника Hummer-2 и новых моделей BMW.
И, наконец, “Иж-авто” выходит на рынок с корейской моделью Kia Spectrа, которую предполагается выпускать числом 40 000 в год.