Пожалуй, никого не удивишь тем фактом, что многие иномарки, ввезенные в Россию, через какое-то время вдруг “всплывают” в базе розыска Интерпола. Зачастую это связано со сговором иностранного гражданина с угонщиками. Но, оказывается, существуют и другие причины, по которым владелец иномарки (да, собственно, и не только иномарки) в одночасье может стать хозяином объявленной в розыск “тачки”.
Пятого марта этого года эксперт “МКмобиля”, директор экспертно-диагностической фирмы “ДЭКС” Андрей Лемигов на своем авто Audi 80 (1991 года выпуска) в районе Ясенева попал под штатную проверку документов, в ходе которой сотрудниками ДПС было установлено, что данная иномарка с 28 февраля находится в розыске как угнанная. Гаишники, следуя инструкциям, доставили Андрея Александровича вместе с автомобилем в ОВД “Ясенево”, где дальнейшее разбирательство возложили на дежурных милиционеров.
Нашему герою повезло, ему попались сообразительные стражи порядка. Изучив все документы на автомобиль и убедившись, что перед ними непосредственный хозяин машины, милиционеры все неприятные вопросы к Андрею Александровичу сняли. Лишь взяли расписку, что он на следующий день непременно явится в ОВД “Басманный”, откуда, собственно, и был инициирован розыск его Audi 80. Надо отметить, Андрей Александрович с удовольствием дал эту расписку, так как теперь у него появились конкретные вопросы к так называемому инициатору розыска. А именно: каким образом без ведома владельца автомобиль вдруг “загремел” в “черные списки” федерального розыска?
Маленькое отступление: машина Audi 80 куплена два года назад, честно растаможена и поставлена на учет в ГИБДД по месту жительства единоличного хозяина — Андрея Лемигова.
До инцидента в Ясенево с автомобилем не возникало никаких проблем криминального характера. Первая мысль хозяина — автомобиль попал в базу розыска по линии Интерпола. Но тогда причем здесь какой-то Басманный отдел? А может быть, кто-то так зло пошутил? Но позвольте, тогда что же получается — любой автовладелец может стать жертвой этакого шутника? Мучимый такими или примерно такими размышлениями, Андрей Александрович направился в ОВД “Басманный”.
В отделе внутренних дел “Басманный” общаться с пострадавшим по делу объявленной в розыск Audi 80 взялся оперуполномоченный Баринов. Никаких претензий к владельцу иномарки предъявлено не было. Несуразицу с объявлением в розыск Audi 80 без ведома владельца сыщик Баринов объяснил тем, что, мол, в городскую службу “02” поступило телефонное сообщение об угоне данного автомобиля, вот машина и попала в базу. Напоследок оперуполномоченный посоветовал хозяину иномарки не переживать. Дескать, его авто скоро снимут с розыска, и все уладится. На том и порешили.
Прошла неделя, в течение которой Андрей Александрович не раз тревожил своих знакомых — сотрудников ГИБДД, интересуясь, исчезла ли его “ласточка” из “черных списков” аль нет. Ответ приходил всегда один — Audi 80 в розыске. Одновременно бизнесмен, опять же через знакомых, навел справки о том, каким образом, собственно, через службу “02” заносятся в поисковую базу данные на похищенные авто. И выяснил, что автомобиль по анонимному звонку в базу розыска попасть не имеет никакой возможности. В обязательном порядке в отдел ГИБДД, отвечающий за чисто механическое обновление электронной базы, от инициатора поиска должен прибыть специальный документ — единственное обоснование для объявления машины в розыск.
Еще в приватной беседе Андрею Александровичу пояснили, что коль в компьютере инициатором розыска значится ОВД “Басманный”, то, по идее, у его сыщиков должно быть письменное заявление о факте угона. Но Андрей Александрович-то такого заявления не писал! И как-то сама собой появилась версия про коварного анонимного “доброжелателя”. И пошла уже вторая неделя, как Audi 80 “висела” в базе угнанных машин.
Дня три Андрей Александрович дозванивался до сыщика Баринова. В итоге причину задержки по снятию “аудюхи” с розыска сыщик объяснил чисто техническим моментом. Сначала из ОВД “Ясенево” должны были прийти документы по факту обнаружения иномарки. Далее из ОВД “Басманный” документы по машине надо было переправить в соответствующий отдел ГИБДД, где производится регулярное обновление базы розыска. В общем, оснований для беспокойства нет, и со дня на день все разрешится. Но это уже стало для г-на Лемигова второстепенным вопросом. Он всерьез озадачился — как вообще его авто попало в криминальный переплет?
К сожалению, сыщик Баринов так и не сумел прояснить сей вопрос. Он опять стал ссылаться на службу “О2”. А когда Андрей Александрович сказал сыщику, что по телефонному звонку машину в федеральную базу розыска не заносят, то ответом стала рекомендация обращаться с претензиями к вышестоящему начальству.
В конце концов (не без вмешательства “МКмобиля”) Audi 80 наконец-то исчезла из списка похищенных. Андрей Александрович полон решимости дойти до этого самого вышестоящего начальства и выяснить, что за бардак творится в подотчетном этому начальству ведомстве. А “МКмобиль” по телефону связался с оперуполномоченным Бариновым за комментариями о произошедшем инциденте. Сыщик был краток: Audi 80 уже как две недели не числится среди похищенных, что же касается попадания ее в розыск, то попробуйте позвонить по “02” и заявить о пропаже любого автомобиля. Сами все поймете. Экспериментировать мы не стали, а обратились в ГИБДД и ГУВД Москвы.
При поступлении телефонного звонка в службу “02”, сообщили нам в пресс-службе ГУВД Москвы, с информацией от граждан о пропаже машины приметы и регистрационные данные автомобиля на три часа объявляются в оперативный розыск. По истечении этого времени, если от владельца транспортного средства в органы правопорядка не поступает официального письменного заявления, машина автоматически снимается с розыска. Подобный порядок установлен в первую очередь для того, чтобы исключить вариант анонимного занесения машины в федеральную базу.
Да, иногда случайный автомобиль может попасть в базу розыска. Например, если при раскрытии преступления кто-то из свидетелей неправильно назвал госномер авто, на котором скрылись подозреваемые. Но такие конфликты быстро улаживаются, и, как правило, честные граждане не в претензии, что их ненароком побеспокоили сыщики. Но и здесь об анонимности не может идти и речи. Непосредственный инициатор розыска всегда известен. Ведь для постановки в базу сыщики заводят специальную карточку, в которой указываются не только данные автомобиля, но и инициатора розыска, вплоть до должности сотрудника, несущего непосредственную ответственность за данное действие. То же самое делается и при снятии с учета. Так что всегда можно выявить, кто и когда объявил на автомобиль “охоту”. Анонимность исключена, господин оперуполномоченный Баринов. Или вы этого не знали?..