Покажите мне автомобилиста, которому не нужен гараж. Короче говоря, кто-то гараж продает, кто-то хочет приобрести — суета на этом рынке не намного слабее, чем на рынке жилья. Но, так или иначе, многие все же сталкиваются с трудностями при оформлении сделки. Делая первые робкие шаги в этом направлении, непросвещенный автолюбитель может напороться на непреодолимые препятствия.
Казалось бы, о чем речь? Сущий пустяк. Один решил продать, а другой — приобрести бунгало для своего авто. По статистике наиболее часто в Москве происходят сделки с так называемыми одноплоскостными гаражными сооружениями, будь то железный или более капитальный бетонный блок где-нибудь во дворе или на отшибе. В то же время набирают обороты операции с более дорогой недвижимостью — сделки по приобретению машино-мест в многоэтажных или подземных паркингах. С ними ситуация несколько иная. Здесь, как правило, действуют те же правила, что и при покупке квартир. Поэтому коснемся лишь случаев с более демократичной одноэтажной недвижимостью.
Существующая сегодня схема оформления гаражей в собственность появилась сравнительно недавно, в середине девяностых годов. Ее отличие от прежних времен состоит в необходимости государственной регистрации прав собственности. До сих пор существует множество гаражей, на которые не выданы свидетельства о собственности современного образца. Впрочем, это не может стать помехой для его продажи. Главное, чтобы бунгало было зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Только при наличии здесь данных о гараже и его владельце вы сможете продать или купить сооружение. Перед началом оформления сделки нужно оформить в БТИ необходимый пакет документов. За этот комплект с вас возьмут порядка 450 рублей. Среди бумаг должна быть выкопировка из плана местности, поэтажный план строения, а главное — справка об оценочной стоимости.
Когда речь заходит о продаже дорогостоящей собственности, а тем более недвижимости, мы всегда вспоминаем о нотариусе. Еще лет пять назад такой визит был сопряжен с необходимостью томиться в длинной очереди. Сегодня получить личный штамп нотариуса несколько проще. Так вот, приходят покупатель с продавцом в нотариальную контору и говорят: есть гараж, стоит $4000, хотим оформить сделку. “О’кей, — отвечает нотариус. — Валяйте. С вас 3000 рублей за услуги и составляем договор”. А не дороговато ли? — думают ходоки и подаются к другому нотариусу. У того и офис заметно беднее, да и район дислокации попроще. “Милости просим, — говорит, — вашу нужду справим за тысячу рублей”.
Однако дешевизна чревата неожиданностями. К примеру, “тысячерублевый” нотариус запросто может попросить у вас справку из ГСК, зарегистрированную в реестре, о том, что продавец полностью рассчитался со своим кооперативом — выплатил весь пай. Причем эта справка должна быть заверена штампом БТИ. Хорошо, если в БТИ есть такая бумага, многие председатели кооперативов своевременно подавали эти данные. Если же такой бумаги не было, то оперативно оформить ее практически невозможно. ГСК, конечно, справку выпишет, но БТИ не заверит, ссылаясь на отсутствие у них такого штампа и вообще подобного регламента. Одним словом, с одной стороны, эту справку требует нотариус, мотивируя возможными проблемами в регистрационной палате, а с другой — выправить ее нет никакой возможности.
Впрочем, отказываться от продажи гаража не стоит. Возвращайтесь к “дорогому” нотариусу, ваша справка ему ни к чему и он быстро оформит договор. А еще проще и вовсе отказаться от услуг нотариата. Продавец вместе с покупателем могут запросто явиться в учреждение юстиции (палату регистрации прав собственности) и составить, можно от руки, договор купли-продажи, приложив акт приема-передачи гаражного бокса с описанием внешнего состояния, комплектации и сроков передачи. Зачастую, стараясь заработать, нотариусы предусмотрительно умалчивают о своей, по сути, никчемной миссии в этой цепочке. А между тем гараж можно переоформить и без затрат на их гонорары.
Однако не подумайте, что в регистрационной палате вас ждут с распростертыми объятиями. Если упомянутая выше справка им и не нужна, то здесь вас могут “нагрузить” иным способом. Например, потребовав для регистрации сделки данные вашего старого, еще советского, паспорта. А зачем они нужны — нам, непросвещенным, неведомо. Может быть, просто чтобы жизнь медом не казалась?
В последнее время люди стали крайне осторожно подходить к покупке одноэтажных гаражных боксов. И дело далеко не в сложностях с оформлением. Автомобилисты опасаются решительного настроя московских властей по отношению к гаражным одноэтажкам. В любую минуту вновь приобретенное бунгало могут снести. Неровен час, стройка наметится или коммуникации под землей потребуют незамедлительного ремонта. И тогда никакие БТИ или регистрационные палаты, где ваш бокс числится как объект недвижимости, не смогут предотвратить превращения гаража в груду строительного мусора.
По сути, все владельцы нынешних гаражных “шанхаев” — заложники города. Предыдущие поколения столичных градоначальников предусмотрительно оставили пути к отступлению для своих нынешних коллег, уступая землю в аренду многочисленным ГСК лишь на неопределенное время. И это время, похоже, подходит к концу. К сожалению, пока что основным аргументом в пользу многоэтажных паркингов является страх москвичей потерять вложенные в гараж-одноэтажку деньги. Безусловно, продавать дорогие машино-места в паркингах-новостройках, угрожая сносом всех прочих сооружений, наверное, можно. Однако вопрос — как долго? И сможет ли такой подход гарантировать решение гаражной проблемы в целом по городу? Между тем, административный ресурс не вечен, без иных, чисто экономических стимулов современные паркинги не станут так же популярны в народе, как обычные боксы. Возможно, спасти ситуацию сможет новая программа “Народный гараж”, опять же если рычаги ее реализации не будут частью все той же командно-административной машины.