Российская казна терпит убытки. Причина тому — маленькие штрафы, которые во-первых, не всеми оплачиваются, а во-вторых, финансовые расходы на оформление зачастую превышают сумму самого наказания. И с этим чиновники намерены покончить.
На сей раз речь вовсе не идет о простом повышении штрафов. По нашей информации, Минэкономразвития России намерено возложить все статьи расхода по обеспечению дорожного административного правосудия непосредственно на нарушителей ПДД. Вызвана такая мера желанием пополнять бюджет за счет штрафов, а не разорять его, как это происходит сейчас.
Представим обыденную ситуацию из жизни водителя — снятие номерных знаков за непройденный техосмотр. Если жестянка грязная, гаишник обязательно протирает ее, составляет кипу бумаг и отпускает водителя. Теперь считаем убытки. Итак, тряпочка для протирки номеров живет максимум один день, после чего ее нужно либо стирать, либо искать новую. Стоимость кусочка самой паршивой ткани на одного инспектора составляет около трех рублей. Тридцать дней умножаем на три рубля, получаем ровно 90 рэ. В Москве каждые сутки задерживается около 600 номеров (в месяц 18 000), а это значит, что за один месяц лишь на тряпочках столичная ГАИ теряет примерно 1 620 000 рублей. Как шепотом поделился наш источник в Минэкономразвития, в масштабах страны эта цифра еще внушительней. Можно, конечно, сказать, что кусок ненужной ткани есть в каждом доме. В принципе верно, но эти тряпки в любой семье не бесконечны, поэтому планируется обеспечить каждого служивого таким орудием труда.
Подсчитываем дальше. При задержании номера гаишник выписывает протокол (это два листа с несколькими степенями защиты, один из которых имеет специальное напыление на обратной стороне и служит в качестве копирки), постановление о запрете дальнейшей эксплуатации авто и еще парочку бумажек. В общей сложности, по данным источника, набегает около двадцати пяти рублей. Умножаем на 18 000 номеров в месяц, и вот результат — 450 000 рублей. Повторимся, в одной Москве!
Транспортные издержки по доставке госномеров в отделение ГАИ мы не берем, так как после смены инспектора по-любому едут в свое “логово”. Но есть и другой аспект — пересылка номеров по месту жительства нарушителя. Эту услугу заказывают около половины водителей, попавшихся в лапы гаишников. По Москве подразделения ГИБДД обмениваются жестянками, что называется, из рук в руки, то есть выделяется патрульный автомобиль. Чтобы объехать все столичные подразделения ГИБДД, требуется около тридцати пяти литров 92-го бензина. Курсируют “почтальоны”, конечно, не каждый день, но, по подсчетам экономистов, в месяц набегает около 150 литров, что в пересчете на живые деньги более 2000 рублей. Ежели номер задержали в другом городе, то его пересылка по почте в среднем обходится в 54 рубля. Хотя услуга на первый взгляд не особо затратная, тем не менее при детальном подсчете сумма выходит солидная — порядка 10 000 рэ.
К издержкам можно прибавить и зарплату сотрудников, занимающихся исключительно номерным вопросом. Средняя получка — 4500 рублей, а всего этим в Москве занимаются около 30 человек. Соответственно 135 000 рублей в месяц.
Перемножив все цифры, получим сумму 2 215 000 рублей в месяц. То есть себестоимость каждого водителя, пойманного за отсутствие ТО, составляет примерно 130 рублей. Штраф, как мы говорили, равен 50 рублям, значит, чистый убыток государства (в масштабах Москвы) составляет 80 рублей с одного нарушителя, или 1 440 000 рублей в месяц. И это только за отсутствие “лобовичка”. Аналогичная разблюдовка имеется по всем видам нарушений Правил.
Исходя из полученных цифр, Правительство РФ хочет взвалить все издержки на плечи моторизованных граждан, нарушающих ПДД. В каком виде, сказать пока не решается никто: то ли в каждом случае сумма штрафа будет умножаться на определенный коэффициент, то ли подсчитанные издержки в усредненном варианте внесут в сам штраф...
В конце беседы наш источник сообщил, что все эти расчеты — более чем предварительные и подлежат тщательной проверке. В итоге сумма штрафных издержек может отклониться как в большую, так и в меньшую сторону. Но для чиновников это не имеет ровным счетом никакого значения, ведь платить за все будут водилы.