Классическое «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» не оспоришь. С приобретением «колес» все понятно: есть интересующая модель, есть цена. Располагаешь требуемой суммой — бери и катайся.
О стоимости же содержания того или иного автомобиля при этом задумывается не каждый даже опытный автомобилист. А между тем это весьма существенная статья расходов...
Предположим, что авто должно проходить техосмотр каждый год, к управлению им «допущен» один человек старше 25 лет со стажем вождения, скажем, больше пяти лет. Автомобиль предполагается эксплуатировать круглый год. Чтобы оценить «минимальную потребительскую корзину автовладельца», придется из исследования исключить некоторые статьи затрат. Так, количество «съеденного» им за год бензина оценить сложно: кто-то ежедневно ездит даже в булочную за хлебом, а кто-то только по выходным на дачу да в супермаркет закупать продукты на неделю вперед. При столь разных подходах также тяжело усреднить затраты на «расходники» типа тормозных колодок или, например, шаровые опоры и тому подобное. Случаи серьезных поломок автомобиля тоже рассматривать не будем — все-таки это «форс-мажор».
Рассмотрим вариант, когда есть необходимость постоянно ездить на автомобиле, почти неважно даже на каком, а денег в кармане, мягко говоря, негусто. Тут выбирать особо не из чего. Иномарки отпадают сразу: помимо дороговизны такого приобретения «расходники» окажутся не по карману. Отечественные новые ВАЗы и ГАЗы по цене проигрывают наиболее доступному из отечественных авто — микролитражке «Оке». Прежде всего к затратам, от которых никак невозможно уйти, относятся плата за техосмотр, ОСАГО и налог на транспортное средство. На налогах «оковод» сэкономит: владельцы автомобилей с двигателем слабее 50 л.с. (у «Оки» их всего 33) налогом не облагаются. ОСАГО обойдется примерно в 2000 рублей. Ежегодный техосмотр, при условии идеального технического состояния авто, потребует около 478 рублей. Из соображений экономии придется обойтись без страхования КАСКО (угон-ущерб). Хотя в статистике угонов «Ока» встречается крайне редко. Придется постараться не врезаться в особенно дорогие автомобили, чтобы, если, не дай бог, авария, хватило бы суммы стандартного страхового покрытия. Удача и осторожность будут нелишними, особенно зимой. Опять-таки ради экономии от «буржуйских замашек» типа зимней и летней резины и связанных с ними затрат придется отказаться: обойдемся «универсалкой». При среднеминимальном, если так можно выразиться, годовом пробеге в 10 тыс. км наша микролитражка при реальном расходе в смешанном цикле движения в 7 литров на «сотню» «съест» 700 литров 92-го бензина. По нынешним ценам это составит около 10 тыс. рублей. Хотя бы раз в год придется менять масло. В магазине стоимость четырехлитровой канистры «минералки» приличного качества колеблется в пределах 300 рублей. Чтобы не отдавать кровные алчным сервисменам, процедуру его замены выполнять придется самостоятельно. Главное — не забыть при этом заменить еще и масляный фильтр (около 30 рублей). Чтобы авто более-менее прилично ехало, неплохо хотя бы раз в год заменить и воздушный фильтр — еще около 60 рублей. Вообще тотальная экономия научит выполнять максимальное количество регламентных операций самостоятельно. Надо сказать, что при небольшом годовом пробеге такие расходные запчасти, как те же тормозные колодки, рулевые тяги, шаровые опоры и прочие «резинки», скорее всего, придется менять не каждый год. Поэтому включать их в ежегодную «потребительскую корзину» было бы неоправданно. В холодное время года «экономист», как и летом, продолжит заливать в бачок стеклоомывателя простую воду из-под крана, успокаивая себя мыслью, что горячий двигатель растопит лед и в нем, и в форсунках. Суммируя затраты автомобилиста-минималиста, можно сказать, что не очень напряженная езда в течение года обойдется ему примерно в 13 тыс. рублей.
А вот другой вариант автовладельца: сверхдоходов не наблюдается, но зарплата позволяет владеть авто до $10 000. Человек хочет не только передвигаться «абы как, абы на чем», но и старается не забывать о собственной безопасности и кое-каком комфорте. Типичный представитель этой прослойки — владелец Daewoo Nexia или ВАЗ 2110. ОСАГО облегчит его карман как минимум на 4000 рублей. КАСКО тоже стоит застраховать: «десятки», например, уверенно удерживают лидирующие позиции в рейтингах угоняемости. Разные страховые компании по-разному ценят свои услуги, но ценник меньше 7—8 тыс. рублей за годовой полис вряд ли удастся найти.
Мощность моторов этих авто не дает повода избежать внимания налоговой службы — ежегодно родное государство назойливо попросит поделиться примерно 400 рублями. Техосмотр, опять же при идеальной работе всех систем авто, вытянет из кармана еще около пяти сотен кровных.
Зимой более-менее обеспеченный автовладелец предпочитает ездить на зимней резине, а летом соответственно на летней. Значит, дважды в год неизбежна процедура «переобувания» авто. «Перекинуть» резину и отбалансировать все четыре колеса обойдется на пункте шиномонтажа примерно в 500—600 рублей, что в год составит около 1000 «деревянных».
Как ни крути, а в смешанном режиме движения авто будет потреблять около 8 литров бензина. Перемножаем «щадящие» 10 тыс. км в год на эту цифру и текущую цену бензина. Получаем около 12 тыс. рублей в год. Моторное масло выбирается из разряда «качественно, но не очень дорого». Его покупка вместе в новым масляным фильтром опустошит карман рублей на 600—700. Воздушный фильтр обойдется не меньше чем в 200 рублей.
Если наш автовладелец не брезгует видом машинного масла на своих ладонях, то операция замены этих «расходников» больше не потребует никаких вложений. Типично зимний расходный материал — незамерзающая жидкость для стеклоомывателя. Если «заряжать» бачок не чистой жидкостью, а разбавлять ее, без «фанатизма», конечно, в соответствии с температурой на улице, то трех пятилитровых канистр вполне может хватить на холодное время года. Затраты — около 150 рублей. Итого за год набегает около 26 тысяч целковых.