В Японии выпускается большое количество небольших автомобилей, предназначенных для эксплуатации в условиях мегаполиса. Причем там делают не просто миниатюрные машинки, а полноценные транспортные средства, правда, маленькие. Такие авто пользуются спросом не только у себя на родине, но и в Европе. Начинают к ним присматриваться и в России.
Что представляет из себя жизнь автомобилиста в современном мегаполисе, думается, объяснять не надо. Ежедневно он сталкивается с гигантским количеством машин на дорогах, «пробками», нервными поисками места для парковки и тому подобным. Доходит даже до того, что администрация крупнейших городов (в том числе и российских) начинает всерьез обсуждать проекты ограничения въезда машин в центр. А в Лондоне и Осло, например, уже введена плата за это. И нет ничего удивительного, что жители перенаселенных городов уже давно стали требовать от своего четырехколесного друга не большого количества лошадиных сил или потрясающего комфорта. Им нужно другое: как можно быстрее добраться из дома до работы и обратно.
В результате на свет сначала появились небольшие юркие хэтчбеки, а дальнейшая эволюция привела к созданию совершенно нового класса автомобилей — микровэнов. Эти автомобили имеют небольшую длину, но при этом отличаются очень приличной высотой. Например, длина Suzuki Wagon R составляет 3410 мм. Это даже меньше, чем, скажем, у Volkswagen Lupo (самый маленький из семейства «народных автомобилей») или модного ныне Mini. Но при этом высота Wagon R (1700 мм) больше, чем у собираемого на СП «GM-АвтоВАЗ» внедорожника Chevrolet Niva!
Впервые Suzuki Wagon R появился в Японии еще в 1993 году (позднее к названию машины был добавлен плюсик). Этот автомобиль сразу же стал популярным. В Европе эта модель продается с 1997 года, а в самом конце прошлого века Wagon R и вовсе начали собирать на заводе в Венгрии. Представители «Suzuki» утверждают, что никакой разницы между машинами, сделанными в Японии и в Европе, нет. Во многом это чистая правда, так как большинство комплектующих для выпущенных в Венгрии машин приходило непосредственно из Страны восходящего солнца. Да и в том, что «Suzuki» очень внимательно следит за качеством собираемых в Европе автомобилей, нет никакого сомнения.
Однако машины, сделанные в Японии и для Японии, отличаются намного большим количеством всевозможных модификаций (в частности, там можно встретить версии Wagon R Wide, Wagon RR и Wagon R Solio и пр., отличающиеся в основном комплектацией). Но и жители Старого Света тоже имеют выбор. Дело в том, что начиная с 2000 года Suzuki Wagon R выпускают еще и в Польше. Причем под совершенно другим названием — Opel Agila. Внешне Suzuki и Opel похожи как две капли воды, однако в техническом плане они немного разные — под капотом немецкого автомобиля опелевские моторы.
Кузов Wagon R довольно стойко выдерживает тяжелые климатические условия России и, как правило, не требует даже дополнительной антикоррозийной обработки. Остается лишь уберегать кузов от аварий. Достать в Европейской части России «железо» для Wagon R большая проблема.Кстати, и цена кузовных деталей на японский «вагон» весьма приличная: за фару или передний бампер могут попросить около $300.
Несмотря на скромные габариты, внутри машины очень много пространства. Естественно, самый значительный запас места над головой, однако и ширина тоже немаленькая — во всяком случае больше, чем у нашей «девятки». Одна из особенностей компоновки Wagon R — бензобак, расположенный прямо под задним диваном. Благодаря этому второй ряд сидений установлен чуть выше передних кресел — в результате пассажирам там сидеть довольно удобно. Но лишь если они невысокого роста. В противном случае ноги неизбежно упрутся в спинку сиденья.
Комплектация Suzuki Wagon R может быть очень разнообразной. Но даже самые простые версии оснащаются электропакетом. Материалы отделки салона Wagon R обычно не слишком шикарные (как правило, это довольно дешевый пластик, хотя встречаются и деревянные вставки). Однако вне зависимости от уровня комплектации элементы салона подогнаны очень четко, никаких лишних скрипов не наблюдается. И даже на 5—7-летних машинах тот же кондиционер (он есть во многих версиях) должен работать без проблем. А в случае поломки каких-то дорогих элементов (например, того же компрессора ценой не меньше $600) многие владельцы подержанных «японцев» обычно заказывают бэушные или восстановленные детали из Владивостока.
Благодаря скромным габаритам Suzuki Wagon R прекрасно обходится относительно небольшими по литражу моторами. Это самым благоприятным образом отражается не только на расходе топлива, но и на стоимости машины. На одной только таможне сколько можно сэкономить! Если при ввозе подержанного автомобиля в возрасте 3—7 лет с объемом мотора 1,8 л государству нужно отдать около $3400, то за Wagon R с мотором в 997 «кубов» придется заплатить всего чуть более $1000. Согласитесь, разница более чем существенная.
Под капот Suzuki Wagon R второго поколения, который начали выпускать в 1998 году, устанавливали в общей сложности четыре двигателя. Машины из Японии чаще всего имеют литровый 16-клапанный мотор, в атмосферном варианте выдающий 69 л.с. (для Европы — 65 л.с.). Нередко можно встретить авто с таким же по объему двигателем, но оснащенным турбонаддувом. Применение последнего устройства позволило поднять мощность до весьма приличных 101 л.с. Кроме того, Suzuki Wagon R оснащали литровым 3-цилиндровым мотором мощностью 53 л.с. (встречается редко), а также сразу двумя агрегатами объемом 1,3 л. Один из них имел объем 1299 см3 и 76 л.с. (именно его ставили на многие Wagon R, предназначенные для продаж на европейском рынке), второй — 1328 см3 (88 л.с.).
Сложно сказать, какой из этих двигателей предпочтительнее. Конечно, машины с наиболее мощным 101-сильным турбированным мотором смотрятся очень неплохо, но искать Wagon R именно с таким силовым агрегатом, наверное, особого смысла нет. Дело в том, что для езды по городу вполне хватает и литрового мотора мощностью 69 л.с. По крайней мере, он способен довольно быстро разогнать легкий Wagon R до 100 км/ч, а вот двигаться быстрее уже не стоит — на высоких скоростях автомобиль ведет себя далеко не лучшим образом. Wagon R начинает «плавать» по дороге, серьезно увеличиваются аэродинамические шумы и пр. («максималка» 69-сильной машины составляет 140 км/ч, а 101-сильной — 175 км/ч). Однако надо понимать, что от Wagon R никто никогда и не требовал демонстрации чудес управления на предельных скоростях. Для этих целей он просто не предназначен! Его задача — передвигаться по городу в постоянных «пробках» и заторах. И с этим скромные моторы японского автомобильчика справляются успешно.
Необходимо отметить еще вот какой момент. Большинство Suzuki Wagon R благодаря езде в основном в пределах города имеют не слишком большие пробеги. Во многих случаях 5—6-летние машины, привезенные из Японии, накатали всего 50—100 тыс. км. Поверьте, для современных иномарок это совсем немного. По словам мастеров, даже литровые двигатели способны служить по 200—300 тыс. км без какого-либо вмешательства. Конечно, это при соблюдении некоторых условий. Так, не рекомендуется постоянно держать стрелку тахометра в красной зоне или затягивать с заменой масла (при эксплуатации подержанных Wagon R в России лучше сократить периодичность ТО до 10 тыс. км). Кстати, не надо бояться турбированного двигателя. Он надежен, а сама турбина способна работать даже больше 300 тыс. км. Главное — правильно эксплуатировать эти агрегаты (то есть не глушить сразу же после остановки и использовать только качественные масла).
Все двигатели имеют ременный привод ГРМ, который надо менять вместе с роликом каждые 90 тыс. км (для надежности лучше через 70 тыс. км). С учетом оригинальных запчастей (покупать в данном случае рекомендуется только такие) эта операция стоит около $200—230. Недешево, конечно, но дармовыми японские запчасти никогда не были. Тем более, что в случае обрыва ремня или заклинивания ролика мотор накроется и его реанимация потребует около $1500—2000.
Причем если замена ремня ГРМ еще не такая и дорогая (для большинства иномарок сумма в пределах $150—250 вполне распространенная), то вот стоимость установки нового топливного фильтра выходит далеко за пределы разумного. Оказывается, фильтр, который нужно менять каждые 120 тыс. км, идет в сборе с бензонасосом. А последний в оригинальном исполнении стоит более $500! Именно поэтому настоятельно рекомендуется как можно реже ездить с пустым баком, так как в противном случае больше шансов, что насос и фильтр засорятся или сломаются раньше положенного срока. Но, по счастью, это единственный «расходник», который стоит так дорого. Остальные детали обходятся намного дешевле. Например, наиболее часто меняемыми деталями в двигателе оказываются свечи зажигания. При использовании качественного топлива они служат по 30 тыс. км, но у нас они нередко начинают плохо работать уже после 10 тыс. км. По счастью, в моторах Suzuki используются не новомодные (и весьма дорогие) «платиновые» свечи, а самые обычные, по $3—4 за штуку.
Suzuki Wagon R, проданные в свое время в Европе, — переднеприводные. А вот машины из Японии нередко оснащены системой 4х4 (задняя ось подключается только при пробуксовке передних колес). Опасаться таких автомобилей не стоит. Они такие же надежные, как и переднеприводные, а при правильном обращении эта трансмиссия вообще не требует никакого ремонта весь срок службы. Единственное, о чем надо не забывать при эксплуатации Wagon R 4x4, так это о том, что он все же не внедорожник. И тот факт, что крутящий момент в некоторых случаях передается на все четыре колеса, не должен вводить никого в заблуждение. Необходимо твердо запомнить — Suzuki Wagon R предназначен для эксплуатации в городе. И никаких вариантов. Хотя при необходимости автомобиль способен проехать через довольно сложные участки, так как передний и задний свесы у него минимальны.
Коробка передач может быть как механическая, так и автоматическая. И, думается, последняя подходит к Wagon R лучше всего (особенно если стоит турбированный 1,1-литровый мотор). И выбор в пользу «автомата» опять-таки лучше сделать из-за идеологической направленности машины — при частой езде в «пробках» он намного меньше напрягает водителя, а в надежности этой коробки можно не сомневаться. Да и динамика машины с АКП почти такая же, как с «механикой». Затраты на обслуживание «автомата», как обычно, чуть побольше, однако не намного — каждые 60 тыс. км нужно заливать новое масло и менять шланги коробки (на СТО Suzuki это стоит $70). В принципе, это все, так как при спокойной езде по городу «автомат» сгубить достаточно сложно.
К подвеске, рулевому управлению и тормозам Suzuki Wagon R никаких претензий нет. Да, ходовая жестковата, однако небольшие неровности эта «малютка» обрабатывает совсем неплохо. К тому же в поворотах Wagon R стоит достаточно уверенно, несмотря на свою форму кузова и высокий центр тяжести. Конечно, на нашем асфальте элементы подвески выходят из строя чаще, чем в Японии, однако даже в России Wagon R способен отходить по
100 тыс. км без необходимости вмешательства в подвеску. Потом, правда, наверняка придется поменять рычаги (более $150) и амортизаторы ($80—130). Учитывая вышеназванный ресурс многих элементов подвески, нужно быть готовым, что на 5—6-летних автомобилях с пробегом 70—100 тыс. км (как уже говорилось, для японского Wagon R, в отличие от многих немецких седанов, это совершенно нормальная цифра) потребуется тот или иной ремонт. Но даже он редко когда превышает сумму в $600. К сожалению, оригинальные детали довольно дорогие, особенно учитывая, что Wagon R не самой престижный автомобиль. Однако в магазинах запчастей, специализирующихся на «японцах», можно достать достаточно качественный «неоригинал», который обойдется почти вдвое дешевле.
«Прародитель» микровэна Suzuki Wagon R — автомобильчик Alto. Впервые эта модель увидела свет в 1982 году. Несмотря на свой неказистый вид, Alto сразу же стал пользоваться неплохим спросом у японцев, по достоинству оценивших его низкий расход топлива, небольшие габариты и, что самое главное, очень доступную цену.
В 1990 году родился принципиально новый Alto, который стали оснащать как 3-, так и 4-цилиндровыми двигателями объемом 0,7 л. Стоит отметить, что Alto выпускали в различных модификациях, в том числе с пятью дверями, автоматической коробкой передач и даже системой полного привода.
В начале 90-х годов японские инженеры поняли, что для городского автомобиля необходима не только малая длина. И в 1993 году появился Wagon R. Он стал немного больше Alto и преимущественно по высоте. Благодаря этому внутри машины оказалось много свободного пространства.
В 1998 году было показано второе поколение Wagon R. И в том же году автомобиль стали продавать в Европе. Причем если первое время машины завозились в Старый Свет непосредственно из Японии, то затем «Suzuki» освоил выпуск своего микровэна на заводе в Венгрии (там же делали и Swift).
В 2000 году Wagon R серьезно модернизировали, и он получил имя Wagon R+. Причем одновременно с этим на рынок вышел и его «брат-близнец» под названием Opel Agila (выпускается до сих пор). Правда, Agila имеет свои собственные двигатели и коробку передач (немецкая машина оснащается 1- или 1,2-литровым бензиновым мотором мощностью 58 л.с. и 75 л.с. соответственно и только механической коробкой передач).
В 2003 году представили третье поколение Suzuki Wagon R (в имени уже нет плюсика). Дизайн новой машины выдержан в том же стиле, но благодаря более удачной компоновке в салоне стало еще просторнее.
Несмотря на размеры, Suzuki Wagon R довольно вместительный автомобиль. Он прекрасно подойдет для жителя крупного мегаполиса. Однако нужно помнить, что Wagon R чисто городская машина — на высокой скорости она чувствует себя неуверенно, а попытки постоянно перевозить большое количество груза на дачу обычно заканчиваются скорым ремонтом подвески. Если же машину эксплуатировать правильно, затрат на обслуживание потребуется не слишком много.