Начало зимнего сезона для торговцев всевозможной снегоходной техникой означает наступление «горячих деньков». В это время обеспеченные и не очень сограждане активно интересуются ассортиментом и приобретают разного рода «снегомобили».
Решившись на покупку снегохода, не стоит сразу бежать в ближайшее специализированное торговое заведение. Сначала определитесь, а что, собственно, вы хотите получить, ведь снегоходы бывают разного назначения.
К утилитарному классу такого рода аппаратов относятся «рабочие лошадки» с широкой и длинной гусеницей и лыжами (для лучшей проходимости), с тяговитым двигателем и трансмиссией, в которой можно включить понижающую передачу для буксировки тяжелого груза или подъема на крутые склоны. Для рабочего снегохода на первом месте стоит надежность, а не скорость и управляемость. Это, как правило, двухместные машины с внушительными багажниками и прицепным устройством для саней. Хороший уровень комфорта обеспечивается наличием электростартера и заднего хода. Корпус и подвески изготавливаются из высокопрочных материалов. Задняя подвеска этих машин рассчитывается так, чтобы при большой загрузке сохранялись все динамические характеристики и лыжи четко удерживались на поверхности трассы или, напротив, бездорожья.
Снегоходы туристического класса предназначены для отдыха. Для любителей активной езды существуют машины со спортивными подвесками и очень мощными двигателями, обеспечивающими высокие скорости. Для более спокойной езды предусмотрены менее мощные и не столь дорогие туристические снегоходы. Все машины этого класса объединяют достаточно хорошая проходимость и высокий уровень комфорта, столь необходимого для дальних поездок с друзьями и семейного отдыха.
Спортивные снегоходы обычно не имеют привычных для рабочих или туристических снегоходов атрибутов типа привода заднего хода, электростартера и тому подобного. Здесь идет борьба за каждый килограмм веса, поскольку основная задача таких машин — скоростная езда по специально подготовленным трассам на соревнованиях либо просто для удовольствия.
Двигатели здесь устанавливаются очень мощные и высокооборотистые. Если на «работягах» и «туристах» встречаются как двух-, так и четырехтактные агрегаты, то большинство чистокровных «спортсменов» оснащены двухтактными. Конструкция максимально облегченной подвески обычно включает спортивные пневмоамортизаторы высокого давления. Проходимость таких снегоходов заметно хуже, чем у туристических и тем более утилитарных. Для езды по глубокому снегу или пересеченной местности они не подходят.
На московском рынке снегоходной техники сейчас, как и все последнее время, доминирует отечественная продукция — как ни крути, а российские аппараты заметно дешевле импортных, в том числе и подержанных. Потребность механизировать свой активный отдых зимой все глубже проникает в не слишком пока широкие массы «среднего класса». Разница цен между отечественной и импортной техникой на рынке снегоходов сопоставима с аналогичным показателем авторынка.
Стоит сразу оговориться: все снегоходное, что предлагается по цене ниже $500, — практически металлолом. Это касается как отечественных, так и иностранных моделей. Чтобы «привести в чувство» такую технику, придется вкладывать как минимум еще столько же. В сегменте до $2000 за более-менее «живой» аппарат придется выложить не менее $700—800. Тут речь идет в основном о подержанных отечественных снегоходах 4—7 лет от роду. Причем при покупке имеет смысл ориентироваться на «кондовые» модели, выпускавшиеся еще в советские времена, — подержанные «Бураны» и «Икары». Судя по опыту владельцев более современных отечественных моделей — «Рыси» и «Тайги», их надежность и ресурс, мягко говоря, невелики. Покупка подержанного иностранного снегохода еще большая лотерея, чем покупка «пожилого» автомобиля. Кто и, главное, как эксплуатировал «снегомобиль» до вас, не скажет никто. При этом цены на ремонт и обслуживание зарубежной техники не уступают расценкам дорогих автосервисов.
Группа от $2000 до $4000. В этой нише располагаются новые отечественные агрегаты. Гамма российских снегоходов теперь пополняется от сезона к сезону — в ней можно насчитать уже около десяти моделей и модификаций. Но на роль «тачки для оттяга» ни одна из них всерьез претендовать не может. Это «работяги». Базовая модель «Бурана» мощностью 28 л.с. выпускается в трех модификациях — с запуском от ручного стартера, с электростартером и фарой-искателем, с удлиненной гусеницей и форсированным до 35 л.с. двигателем. «Бураны» благодаря неплохим тяговым качествам и несложному обслуживанию будут еще долго пользоваться популярностью у людей, нуждающихся в неприхотливом зимнем транспортном средстве. Цены на новые аппараты этой марки располагаются в «вилке» $2500—3500.
«Тайга» — более мощный агрегат. Ее двигатель выдает до 43 л.с. «Тайга» — обитатель другой рыночной ниши — $4000—5500. Эти модели уже относятся к средствам передвижения для активного отдыха. Машина по дизайну и заявленным заводом характеристикам не уступает зарубежным аналогам. Тем более что дизайн и отчасти конструкция «слизаны» с одной из старых моделей снегоходов фирмы «Bombardier». Правда, исполнение этих «игрушек» за $4200—5100 до боли знакомо обладателям отечественных самобеглых устройств.
Если хочется обзавестись относительно недорогим и современным «снегомобилем» для активного отдыха, можно обратить внимание на уфимские «Рыси». Базовый вариант с двигателем в 38 л.с. можно приобрести уже за $2500, а спортивная модификация с 45-сильным «сердцем» и укороченной гусеницей стоит примерно на тысячу долларов дороже.
Самые дешевые иномарки обосновались в нише $5000—8000. Среди самых доступных из них можно назвать утилитарный Yamaha BR-250 Bravo ($5200). В этом же сегменте располагается туристический Arctic cat Panther 370 R за $7900. Модели марок «Ski-Doo» и «Lynx», спортивный MXZ-380F ($6500) и легкий прогулочный Polaris Skandic LT ($7700) также можно отнести к этому сегменту.
В ценовой нише $8000—12 000 есть предложения на любой вкус. За эти деньги можно подобрать и хорошего «спортсмена», как, например, Arctic cat M6 EFI 153 за $11 700, так и утилитарного «проходимца» — Polaris Widtrak LX ($10 200), и туриста — GTX 550 F от «Bombardier» за $9200.
В сегменте дороже $12 000 располагаются «ультранавороченные» и мощные модели. Среди дорогих можно назвать «туристов» Lynx Touring V-1000 ($14 000) и Yamaha RS Venture TF за $15 000. Подобные снегоходы оснащены, как правило, четырехтактными двигателями мощностью под 100 л.с.
Это, так сказать, представительские модели в мире «снегомобилей». У них комфортабельная подвеска, масса опций, включающих обогрев всего и вся, удобнейшие кресла, вместительные кофры, подчеркнуто богатый дизайн и прочие опции, делающие ваш зимний отдых необычайно комфортным.
По мнению бывалых «снегоходчиков», решиться на покупку отечественного аппарата можно, только если катастрофически не хватает денег на «иностранца». Качество нашей техники хотя и улучшается постоянно, но крайне медленно. Для примера, пожалуй, стоит привести пару характерных «биографий» новых отечественных снегоходов. Названия марок и моделей опустим, дабы избежать упрека в антирекламе.
Итак, на первом аппарате уже на 98-м км пробега заклинил коленвал. Это вылилось в 2,5 месяца ожидания, пока сервис заменит его по гарантии. На третьей сотне километров сломалась ось ручного стартера. Перетерлась и заклинила ось масляного насоса, а сразу вслед за этим разлетелся вдребезги корпус вентилятора охлаждения. Помимо этого из-за крайне неудачной конструкции заводских клемм постоянно барахлил электрический стартер. Промучившись в течение четырехмесячного сезона, хозяин продал аппарат, когда его пробег составил всего 400 километров.
Подвеска второго снегохода с самого момента покупки отказывалась как следует выполнять свои функции. Не помогли никакие регулировки, проводимые в авторизованном сервисе. В двадцатипятиградусный мороз пластмассовый корпус сиденья «сложился» внутрь. На девятой сотне пробега вышли из строя подшипники КП, и коробка «дала клина». В общем, «регулярно делайте капремонт, и снегоход будет служить вам верой и правдой».