Достаточно спросить современного российского гонщика, как он представляет себе отечественный гоночный автомобиль пятидесятых годов, как в ответ услышишь: «Это какой-нибудь сделанный «на коленке» одаренным кустарем». Увы, мы порой плохо знаем свою историю или просто быстро ее забываем...
В 1949 году на старт впервые вышел гоночный автомобиль «Звезда 3». Его конструктором был Александр Иванович Пельтцер. Как показывает номер конструкции, она была третьей по счету. Первая появилась в 1946 году и получила весьма совершенный с точки зрения аэродинамики кузов, форму которого разработали совместно со специалистами Центрального аэродинамического института. Коэффициент лобового сопротивления этого кузова составлял 0,139 — как минимум вдвое меньше, чем у современных легковых автомобилей!
Третья «Звезда» родилась в 1949 году. От своих предшественниц она отличалась всем, кроме кузова. У этого автомобиля основу составляла плоская рама, сваренная из овальных труб. Подвеску передних колес и рулевое управление Пельтцер с небольшими переделками использовал от «Москвича-400». Подвеска задних колес — независимая, пружинная, причем колея задних колес была заметно сужена по сравнению с передней. Дело в том, что кузов имел форму рассеченной капли и в своей задней части заметно сужался, так что расположение колес подчинялось конфигурации кузова. Над колесами, выступавшими за его поверхность, установили обтекаемые колпаки. Двигатель расположили за спиной гонщика. Конструкция этого мотора необычна. Во-первых, он был двухтактным. Во-вторых, четырехцилиндровым, но с двумя камерами сгорания. Каждые два соседних цилиндра имели общую камеру. Впуском горючей смеси управлял поршень одного цилиндра, а выпуском отработавших газов — другой. Оба поршня шатунами соединялись с общей шейкой коленчатого вала, и кинематику кривошипного механизма выбрали такую, что сначала закрывались выпускные окна, а некоторое время спустя — впускные. Благодаря этому удавалось нагнетать свежую смесь в камеру сгорания с помощью нагнетателя. Он, в свою очередь, приводился во вращение от носка коленчатого вала и представлял собой коловратную конструкцию. В упрощенном виде такой нагнетатель напоминал известный ныне роторный двигатель. Две пары цилиндров размещались рядом, и ось коленчатого вала совпадала с продольной осью автомобиля. Шатунные и коренные подшипники двигателя были роликовыми.
Поскольку мотор работал с нагнетателем, его тепловые нагрузки оказывались очень высокими, и поэтому двигатель имел водяное охлаждение с центробежным насосом, термостатом и радиатором. На предыдущих двух моделях в передней части кузовов отсутствовали отверстия для подачи охлаждающего воздуха. На «Звезде 3», однако, такое отверстие предусмотрели, а для отвода воздуха от радиатора Пельтцер предусмотрел хитроумно спроектированные воздухоотводные каналы. «Хитроумно» — чтобы не ухудшить обтекаемость кузова.
Двигатель сблокировали с четырехступенчатой коробкой передач, начинку для которой позаимствовали от мотоцикла М-72. Шестерни же главной передачи и дифференциал использовались от «Москвича-400».
На предыдущих моделях «Звезды» над головой гонщика устанавливался обтекаемый колпак, но под ним в машине становилось нестерпимо душно уже через минуту после старта. Пельтцер отказался от колпака и сохранил лишь невысокий прозрачный козырек перед лицом водителя.
Одной из самых сложных проблем у автомобилей, предназначавшихся для установления рекордов скорости, оставались шины. На высокой скорости толстый и тяжелый протектор под действием центробежных сил стремился разрушиться, а это приводило бы к аварии. На ленинградском заводе «Красный треугольник» из натурального каучука делали специальные шины, монтировали их на колесе и потом на токарном станке срезали лишний слой протектора. Согласитесь — довольно кустарный способ облегчения гоночных шин, и «Звезду 3» снабдили специальными гоночными шинами с тонким протектором, который изготовил НИИ шинной промышленности. Эти шины монтировались на 16-дюймовые дисковые колеса.
Правда, можно было бы предположить, что этот своеобразный технический «шедеврик» пригоден только для выставок, но не способен показать сколько-нибудь высокие результаты. Своего рода изделие лесковского Левши.
Практика показала противоположное. 19 августа 1949 года Андрей Никитич Понизовкин за рулем «Звезды 3» показал скорость в 172,827 км/ч в заезде на один километр со стартом с хода. Этот результат превышал международный рекорд, установленный итальянцем Д. Лурани в классе 350 куб. см и составлявший 169 км/ч.
Но какой же это высокий результат — 172 км/ч? Ведь автомобиль «Ниббио», на котором шел Лурани, имел кузов с открытыми, то есть необтекаемыми колесами! Ответ прост. Двухтактный двигатель, причем высокофорсированный, очень чувствителен к небольшим колебаниям погоды, изменениям влажности воздуха и др. Регулировка двигателя на богатую рабочую смесь обеспечивает высокую надежность работы благодаря хорошему охлаждению поршней, управляющих выхлопом. Чтобы несколько повысить мощность, желательна чуть менее богатая смесь, но тогда возрастает риск прогорания поршней.
В 1951 году конструкторское бюро Пельтцера перевели в головной НИИ автомобильной промышленности (НАМИ). Там конструкция автомобиля подверглась значительной модернизации. Изменилась подвеска передних колес, была установлена система зажигания от магнето, но главное, многие детали, такие как поршни и шатуны, стали значительно надежнее. В результате в 1951 году «Звезда 3М», или, как ее еще называли, «НАМИ-041», смогла развить скорость 215,182 км/ч в классе до 350 куб. см. Кроме того, Пельтцер разработал еще два двигателя такой же конструкции, но разного рабочего объема. Один из них, модели «5П», при рабочем объеме 368 куб. см развивал мощность 64 л.с. при 7000 об/мин. Другой же, модели «2П», при рабочем объеме 246 куб. см развивал мощность 43 л.с. при 7500 об/мин. С этими моторами в классах до 500 и до 250 куб. см были достигнуты скорости соответственно 189,473 км/ч и 210,699 км/ч.
И очень жаль, что автомобиль этот не сохранился до наших дней...